Мультфильм «Пингвины Мадагаскара»: Что скрывается за ярким фантиком? В 2005 году в кинопрокат вышел мультфильм «Мадагаскар», рассказывающий о том, как несколько животных решили бежать из зоопарка, чтобы обрести свободу и вернуться в свою естественную среду обитания. Проект оказался финансово успешным, и за первым мультфильмом последовали ещё два. В каждой из серий среди героев второго плана была четвёрка «прикольных» (быстрых, харизматичных и бесстрашных) пингвинов. Их яркие образы настолько запомнились зрителям, что кинокомпания DreamWorks Animation в 2014 году выпустила про них полнометражный мультфильм под названием «Пингвины Мадагаскара».
Как вы могли заметить, ситуация с пингвинами во многом аналогична ситуации с миньонами, которые удостоились отдельного мультфильма после того как обрели популярность в серии «Гадкий Я».
Чему учит мультфильм «Миньоны», вы можете узнать из соответствующего видеообзора, а в этой рецензии мы обратим внимание на те идеи и смыслы, которые продвигает картина «Пингвины Мадагаскара». Статья разбита на две части. В первой речь пойдет о том, какой смысл лежит на поверхности, то есть о красивом фантике этого продукта. А вторая часть будет посвящена тому, что скрывается за яркой обёрткой. Сначала рекомендуем посмотреть видео, а потом прочитать сам обзор.
«Обёртка» мультфильма
Для общего понимания смысла, который несёт этот мультик, давайте разузнаем, каков его сюжет. В первых эпизодах зрителя знакомят с тремя детенышами пингвинов - Шкипер, Ковальски и Рико. Они находят утерянное пингвинье яйцо, из которого вылупляется их младший член команды - Рядовой (Прапор).
Затем мы переносимся во время окончания мультфильма «Мадагаскар 3», где наши пингвины покидают цирк шапито. Они держат курс на Форт-Нокс - второе по объему золотого запаса хранилище в США, и самый охраняемый объект в мире. Наши пингвины проникают туда за считаные минуты, чтобы добраться до автомата с «сырными хрумками» (по сюжету это любимая еда наших героев).
В этот день у Рядового день рождения, и Шкипер решил подарить ему доллар для того, чтобы он купил себе те самые «хрумки». Но в автомате прятался злодей доктор Октавий Спрут, который их похищает. Дальше становится известно, что в образе доктора был осьминог Дэйв, который ненавидит пингвинов и жаждет им всем отомстить. В зоопарках люди при виде маленьких белых и пушистых созданий (пингвинов) теряли головы, а об осьминоге, обладающем способностью выпрыскивать чернила и маскироваться, все забыли.
Наши ребята чересчур ловкие и проворные, что бы держать их в плену - они сбегают. После чего встречаются с командой «Северный ветер», в состав которой входит волк (под именем Секрет), сова (Ева), белый медведь (Капрал) и морской котик (Порох). Они ведут поиски злодея доктора Спрута. Затем зритель узнает, что доктор Спрут приготовил сыворотку, которая превратит пингвинов всего мира в уродцев. Наши «боевые команды», осознав серьезность сложившейся ситуации, хотят как можно скорее поймать злодея. Но они не спешат сотрудничать. Северный ветер оснащен до зубов различного рода техникой, а наши пингвины ничего не имеют. Не найдя общего языка, они разделяются, чтобы выяснить, кто лучше, кто первый поймает осьминога Дэйва.
Мы переносимся в один из крупнейших городов Китая Шанхай, где Дэйв собирается похитить пару-тройку пингвинов из зоопарка. Жители Антарктиды оказываются первыми на месте и «вяжут» злодея, но он слишком скользкий. Дэйв просачивается в водосточную трубу и сбегает, попутно захватив с собой пингвинов из зоопарка, а также Рядового (он же Прапор) пингвина из нашего квартета.
Шкипер разбит и подавлен, он берет на себя всю вину за потерю члена своей команды, признает превосходство Северного Ветра и согласен на всё, лишь бы спасти товарища. Но спецоперация Северного Ветра также проваливается, и их вместе с пингвинами берут в плен.
В логове доктор Спрут приводит в действие свою сыворотку. Его первой мишенью становится Рядовой. Всем кажется, что от воздействия препарата пингвин погибает, но на самом деле герою удаётся спастись в последний момент и скрыться.
Уменьшив дозу, Дэйв распыляет свою сыворотку над всеми остальными пингвинами, и они превращаются в уродов.
Рядовой не верит своим глазам, но верит в свои силы. Он находит выход и спасает всех, превратив их обратно в исходное состояние. А Дэйв оказывается уменьшенным в десятки раз и помещенным в стеклянный шар, который становится его тюрьмой. Все люди радуются, их любимцы вернулись, и наша четверка снова вместе. Счастливый финал.
Из описания сюжета видно, что на поверхности лежат следующие смысловые посылы:
- Через Рядового нам демонстрируется образ недооцененного неудачника. На протяжении мультфильма он хочет сделать что-то полезное, а Шкипер всегда ограждает его от серьёзной работы, не веря в его силы. Шкипер не раз делает акцент на том, что Ковальски и Рико являются важными членами их команды. Рядовому досадно слышать постоянно эти слова. В конце мультика ему предоставляется возможность раскрыть свой потенциал, показать свои силы, что приводит к спасению всех пингвинов.
Как вывод: верь в свои силы, никогда не сдавайся, у тебя всё получится.
- При сопоставлении Северного Ветра и четвёрки пингвинов нам демонстрируется, что не обязательно иметь много «крутого» оборудования, оно ничего не решает. Решает слаженность, быстродействие и взаимопонимание членов команды, так как пингвины всегда оказывались на шаг впереди Северного Ветра.
На первый взгляд всё красиво, а теперь давайте разберемся «каким соусом заправлено данное блюдо».
Что скрывается за красивой обёрткой?
Сразу отметим, что практически все действия в мультфильме не поддаются какому-либо здравому объяснению. Например: пингвинами стреляют из пушки, наполненной под завязку динамитом (после чего они оказываются целыми и невредимыми, даже сажей не испачканы); один из главных героев способен выплюнуть любого рода предмет (далее об этом подробно); герои принимают абсолютно нелогичные и абсурдные решения, которые вопреки здравому смыслу приводят их к успеху. Конечно, мультфильм не должен быть абсолютно приземлённым, и везде есть место чуду, но когда весь сюжет построен на абсурдных событиях и действиях, нарушающих все возможные причинно-следственные связи, то просмотр такой картины чреват образованием «каши» в голове ребёнка. Важно формировать в ребёнке верное представление об окружающем мире с малых лет, но это, конечно, если вы желаете добра детям…
Образы пингвинов:
- Рико. Одним словом - это дебил. Он не умеет говорить, а может лишь мычать или произносить звуки типа: «Бэээ, мэээ…», ведет себя дико и неадекватно (может на кого-то наброситься или что-то поломать без какой-либо причины). Его главная «особенность» - это по команде Шкипера отрыгивать (извергать, выплевывать) из себя предметы. Это образ сверхдурости. При наблюдении ребёнком за этим героем, у него, на подсознательном уровне, вполне может возникнуть желание вести себя так же как он.
- Ковальски - гиперумный. Быстро говорит и за считанные секунды может придумать невообразимый (с точки зрения реализации) план по решению любой проблемы. Он подстраховывает Шкипера, если у того закончились идеи. Центральным в его образе является то, что он влюбляется в сову Еву из отряда Северного Ветра. В конце мультфильма они даже целуются. Из этой довольно откровенной и даже вульгарной сцены подсознание юного зрителя закономерно подчерпнет для себя то, что «любовь» или сексуальное влечение может быть к кому угодно, в независимости от того, человек это или нет.
- Шкипер - гиперсерьёзный командир. Он ни с кем не считается, он всегда прав. Одним словом - эгоист.
Его планы не поддаются здравому объяснению. К примеру, когда они летели в самолете (в который попали по ошибке), он приказывает выпрыгнуть своим подопечным и приземлиться на другой самолёт. При посадке на другой самолёт (пробив собой насквозь обшивку самолёта и проникнув в салон), они осознают, что он им не подходит, спрыгивают с него и приземляются, надув в полёте батут. И подобными сумасшедшими и неподдающимися рациональной логике выходками главных героев пронизан весь сюжет.
- Рядовой - тихий и спокойный пингвин. О предназначении его образа было написано выше. А здесь можно отметить его гомосексуальные наклонности. В одной из сцен он целуется в губы с пингвином Рико, в другой переодевается в одежду женщины-русалки. Также, как уже упоминалось, Рядовой был первым, на ком Дэйв испытал свою сыворотку. Ему удалось спастись, но все-таки его немного «задело». И вот каким местом…
Неоднократно демонстрируется Рядовой со спины, видимо для того, что бы ещё раз сфокусировать внимание зрителя на его оголённой «пятой» точке. Данные кадры, как и в целом подобные темы, неприемлемы в продукции для детей.
Также в мультфильме происходит подмена понятий - а именно нам говорится, что это команда пингвинов, которым даже в Форт-Нокс проникнуть не составляет труда. А на самом деле вся четверка действует в зависимости от обстоятельств и просто летит на рожон. Необъяснимым способом у них всё получается, они всегда выходят сухими из воды. А как же план? Как же обсуждение своих действий? Без этого любая операция обречена на провал, и о достижении какой-либо цели не может идти и речи. Действия пингвинов абсолютно противоположны действиям настоящей команды, но счастливый финал сформирует у юных зрителей впечатление, что подобное необдуманное и даже глупое поведение вполне естественно и ведёт «к успеху».
А вот звери из Северного Ветра изображены как настоящая команда. У них и план есть, и все необходимое оборудование для этого. Но пингвины необъяснимым образом всегда опережают их или просто мешают им. В конце мультфильма Шкипер смирился с их превосходством и согласился на то, чтобы они схватили Дэйва и освободили Рядового. Они продумали и обговорили свои действия и приготовили для этого все оборудование, то есть провели серьёзную подготовку. Когда же они проникают в логово Дэйва, и заставляют его поднять «щупальца вверх», на этом сцена обрывается, и через минут пять мы узнаем постфактум, что они были взяты в плен. Как и почему, остаётся неизвестно.
Кроме того, в мультике отсутствуют хорошие персонажи, с которых ребёнок мог бы взять пример. Даже в команде Северного Ветра, медведь Капрал чересчур нервный и несдержанный: при виде пингвинов он всегда берёт их на руки и тискает, что как бы не соответствуют его образу сурового белого медведя. А когда он узнает, что всем пингвинам мира угрожает опасность, его как психически больного бросает в конвульсии, и он начинает грызть окружающие его предметы. Агент Секрет, хоть и на протяжении всего мультика ведет себя серьёзно, в конце оказывается настоящем боягузом (начинает скулить и плакать) при виде смертельной опасности. С кого бы ребёнок не взял пример, образец будет явно порочным. Демонстрировать данный мультик ребёнку неблагоразумно.
Что на счет второстепенных сцен? С ними всё так же плачевно:
1) Люди в кадре появляются достаточно редко и все они изображены, мягко говоря, неадекватно. Также стоит отметить следующий кадр:
Мужчина на руках у женщины визжит как маленькая девочка - яркая дискредитация образа мужчины.
2) В мультике демонстрируется распитие алкогольных изделий. И преподносится это, как нечто аристократическое, типа: «Если ты пьешь дорогой алкоголь, то ты выше остальных».
3) Не стоит обходить стороной и то, что вредная еда (те самые «сырные хрумки») называется чем-то невероятно вкусным и особенным, и этот позитивный образ вредной еды закономерно отложится в памяти юного зрителя.
4) Стоит отметить то, как преподносится команда Северного Ветра. Большой акцент делается на их техническом оснащении, которое превращает их в СВЕРХживотных. Всё их оружие, броня и прочая амуниция выглядит очень «круто», что однозначно понравится ребёнку. Но хотели бы вы, чтобы ваши дети испытывали такие положительные эмоции к неким устройствам, встроенным практически в тело?
Итог
Пингвины маленькие, быстрые, наглые, ставят перед собой задачи и, несмотря ни на что, добиваются запланированного. Если им нужно «угнать корабль», они с легкостью одолеют (побьют, свяжут, возьмут в заложники или выкинут за борт) всех людей на нём и поплывут туда, куда им надо. Если нужно что-то уничтожить или от чего-то избавиться, они без раздумий подожгут и взорвут это, не моргнув глазом, и пойдут своей дорогой, абсолютно не задумываясь о последствиях. Учитывая такое поведение героев, их девизом могла бы стать фраза «цель оправдывает средства».
Вот только подобная позиция вряд ли приведёт к чему-то хорошему. И те, кто в реальной жизни следуют подобному принципу, не обращая внимания на чистоту используемых средств, в большинстве случаев так и не дождутся своего хэппи-энда. Потому что не цель должна оправдывать средства, а средства должны оправдывать цель.
Секс: Многие сцены направлены на пропаганду сексуальных отклонений, а именно: демонстрация отношений, выходящих за рамки дружеских, между животными разных видов, и между животными одного пола.
Наркотики: Присутствует сцена с употреблением алкогольных изделий.
Насилие: Сцены насилия изображены в шуточной форме, боль персонажей показана как нечто безобидное и даже весёлое.
Мораль:
Сюжет построен на постоянном нарушении причинно-следственных связей и содержит много вредных моделей поведения. В мультфильме отсутствуют не ущербные положительные персонажи, каждый из героев обязательно наделён каким-то плохим качеством.В картине присутствуют следующие
признаки вредного мультфильма:
- Главные герои мультика ведут себя агрессивно, жестоко, калечат, убивают, причиняют вред. Причем все подробности этого «смакуются», даже если всё это подано под маской юмора.
- Плохое поведение персонажей по сюжету либо остается безнаказанным, либо даже ведет к улучшению их жизни: получению признания, популярности, богатства и т.д.
- В сюжете демонстрируется опасное, в случае попытки его повторения в реальной жизни, для здоровья или жизни поведение.
- В мультфильме персонажам присуще поведение, нестандартное для их пола: мужские персонажи ведут себя по-женски, женские - по-мужски.
- В сюжете присутствуют сцены неуважительного поведения по отношению к людям, животным, растениям. Это может быть глумление над старостью, немощностью, слабостью, физическими недостатками, социальным и материальным неравенством.
Ростислав Мога