А.Г. Дугин: "Должна быть спокойная и уверенная в себе православная идентичность"

Dec 28, 2014 01:02

Оригинал взят у sergeylarin в Интервью с А.Г. Дугиным:“Кападдокийские отцы-сокровище” (о своей жизни в Церкви)



"Многие считают, что наука несовместима с религией, но я так не думаю. Главное, что приоритет: если религия, то и наукой можно заниматься. Если у человека нет веры, наука ему не поможет. В ходе своих научных исследований я изучал другие религии. Но этот интерес не имеет ничего общего с моей верой, которая есть и была Православием. Cчитаю, что главное не когда мы закрываемся,“зашориваемся” от других, а когда мы, будучи в первую очередь православными людьми, рассматриваем другие традиции, и по ходу дела находим что-то приемлемое и что-то неприемлемое, но всегда при этом остаемся православными людьми, самими собой. Должна быть спокойная и уверенная в себе православная идентичность. Тогда нас ничто не собьет. Если кому-то философия, наука или интерес к другим религиям мешает быть православным, мой совет, выбросьте все это немедленно. Есть только одно абсолютное: святая православная вера во Христа Спасителя. Все остальное опционально."

-То, что Вы не западник, а сторонник “своего пути России” понятно. Но есть огромное кол-во интеллектуалов и интеллигенции, которые считают, что “заграница нам поможет” мощью финансовой и советом. Когда и как Вы пришли к тому, что у них свои интересы не всегда совпадающие с нашими?
-В процессе изучения самой философии. Я увидел, что Запад идёт по своему пути; но изучая творения русской философии, обнаружил, что мы идём по совершенно другому пути. Труды русских философов укоренены в восточном православии, в христианстве.
-Не могу не спросить - кого из философов Вы можете назвать любимыми, созвучными себе?
- В первую очередь христианские мистики: Дионисий Ареопагит, св. Максим Исповедник, отцы-каппадокийцы, Симеон Новый Богослов, св. Григорий Палама. Затем платоники и неоплатоники, особенно Плотин и Прокл. Далее: средневековые рейнские мистики - Мастер Экхарт, Иоганн Таулер, Генрих фон Сузо. В Новое время западные традиционалисты -- Рене Генон, Юлиус Эвола и сторонники Консервативной Революции - такие как Карл Шмитт или Фридрих Георг Юнгер. Но больше всего - Мартин Хайдеггер.
-Вы преподаёте довольно давно. Хочу спросить о педагогике - что в ней изменилось со времен православного педагога Ушинского и какой должна быть современная православная педагогика?
-Что касается педагогики - дело в том, что проблема в образовании это не проблема техническая. Образование-это подготовка человека к бытию и работе в общественно-историческом пространстве. Для того чтобы образовывать, необходимо знать что мы строим. В пространстве временно-исторического континуума необходимо сформировать у обучаемых качественное представление о времени и пространстве - т.е о русской культуре и Русском Мире. В пространстве, географическом аспекте мы в процессе образования должны понимать, где мы образуем того, кого образуем. Это вопрос антропогеографии, поднимавшийся Ф. Ратцелем. Образование француза одно. Китайца - другое. Русского - третьего. То же самое с историей, с временем: мы должны точно понимать, в каком моменте нашего русского исторического времени мы находимся. Пока мы не ответим на эти вопросы (пока мы об этом спорим: например, Россия - страна или цивилизация; это строго славянский народ или более крупная евразийская общность; это прозападная модель развития или самостоятельная и т.д.), то естественно мы не можем в полной мере представить человека, которого мы хотим образовать и воспитать. Свободна ли эта личность будет от всех социальных связей или наоборот или будет укоренённой в социальной общности России.
Кроме этого, мы должны представлять, кого мы берем за образец (икона по-гречески) при построении этой личности (образуемого). Надо решить эти вопросы, прежде чем мы будем решать непосредственные вопросы образования. Если в стране мы не придем к консенсусу в этих вопросах, то мы будем “блокированы». Одни будут воспитывать одних, вторые - иных и третьи - третьих… И если у нас существует в хаос образовательных понятиях, то ничего кроме собственного замешательства подрастающему поколению мы передать не сможем. И в этом отношении, занимаясь определенное количество лет образованием в МГУ (я и раньше этим занимался, а последние несколько лет только этим и занимался - написал множество учебников, учебных пособий, более 50-ти курсов вел - семинары, курсы много разных групп) я заметил следующее - нам жизненно необходима общая образовательная парадигма или эпистема. Сейчас ее нет. Не столь важно, закрываются или открываются институты, сколько в них людей обучается, но в первую очередь важно чему. Но здесь настолько радикальные противоречия от преподавателя к преподавателю, от кафедры к кафедре, от факультета к факультету, от института к институту, что вообще никакого общего знаменателя нет. Большинство студентов, да и преподавателей, совершенно не понимает, где они живут, куда идут.. Одни строят - другие копают яму, третьи идут в никуда. Одним важно понять, как стоить Россию, Святую Русь, а кто-то убежден, что единственным выбором является космополитизм. Кто-то призывает к возврату к языческим корням, кто-то к церкви. Кто-то, усмехаясь, уверен, что Бога нет и не было. Кто во что горазд. Поэтому мы сталкиваемся не с техническим кризисов образования, но с катастрофой. Если это продолжится и дальше, то следующие поколения будут получать те образы реальности, которые будут конфликтовать друг с другом.. Каждый профессор думает по-разному.. это совершенно невозможно совместить. После советской парадигмы была либеральная парадигма… Но она продержалась в качестве доминирующей недолго. Мы отбросили и то и то, но и то, и другое по инерции сохранилось. Что же нам подходит? На этот вопрос никто не дал такого необходимого цельного ответа!
-Будете ли Вы работать в МГУ или Вы решили прервать с ними сотрудничество?
-Это сложный вопрос. Вы знаете, что из-за моей позиции по Новороссии ректору позвонили представители каких-то властных структур и потребовали меня уволить. Формально я прошел все стадии, за меня проголосовало на Большом ученом совете подавляющее большинство по конкурсу на Заведование кафедрой Социологии Международных Отношений Социологического факультета МГУ. Но все результаты задним числом были подделаны. Чего не сделаешь, если звонят сверху. Поэтому сотрудничества больше нет. Удивительно только, что донос инициировали киевские неонацисты и поддержали в России антипутинские либералы из пятой колонны. Но на Садовничего явно не они повлияли, а кто-то из высоких чиновников российской власти. Так действуют атлантистские сети. Тут ничего не поделаешь, такая у нас система.
-Какого Вы мнения о фильме о. Тихона( Шевкунова) “Византийский урок” и почему среди про-западных историков и ученых поднялась такая травля тогда против него?
-Это блестящий фильм. Если бы я сам стал снимать фильм, то сам бы сделал бы нечто похожее. Это всё - идеально точная выверенная историческая экспозиция поздней Византии. Кстати, декан исторического факультета МГУ Карпов был консультантом этого фильма - потому не могу сказать что все ученые против того фильма. На нашем философском факультете декан фак-та Владимир Иванович Добреньков - который так же, кстати, беспардонно как и я - был уволен! ( создавший этот факультет, отдавший 25 лет совей жизни-возглавлявший бессменно! ) ставил студентам фильм о. Тихона в качестве иллюстрации к византийскому периоду истории. Архимандрит Тихон - редкий интеллектуал, укорённый в православной традиции. И тот факт, что священник сделал за нас, гуманитариев, такой емкий материал, проведя основательную историко-философскую работу - пример всем нам!
-Раз я спросил про философов, хочу спросить - кого из святых отцов и вообще духовной литературы Вы читаете?
-Отцы-кападдокийцы в святоотеческой традиции наиболее близки мне - свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов - вся традиция христианского платонизма - которые и заложили основу нашей догматики; с другой стороны я зачитываюсь - сотни раз перечитывал ( и по-гречески тоже и в разных переводах) труды Дионисия Ареопагита - это основа нашего мистического апофатического богословия. Моя дочь на философском факультете МГУ занимается христианским платонизмом и в том числе наследием св. Дионисия Ареопагита. С восторгом перечитываю св. отцов исихастской традиции - в т.ч. труды св. Григория Паламы и всякий раз, когда обращаюсь к ним - нахожу глубину бесконечно высокой и глубокой христианской мысли. Одновременно русская философская традиция, сложившаяся воедино к концу 19 века, мне также интересна. Хотя там было, на мой взгляд, много досужих колебаний, много дерзких и печальных отклонений от магистрального пути богословской мысли - но не смотря на это труды о. Флоровского (те же “Византийские отцы”), софиология о. Булгакова и о. Флоренского и наоборот их противников Владимира Лосского или о. Иоанна Мейендорфа весьма познавательны. Если проследить связь русской философии с христианскими традициями платонизма, то русский исихазм и традиция старцев, а также идеи св. Игнатия (Брянчанинова) и св.прав. И. Кронштадтского откроются в новом свете: всё это образует потрясающую сокровищницу русского православного мышления, которая есть наше наследство! Эти отцы составляют пласт бесконечно глубокой мысли, но также и поражают своей актуальностью - такое ощущение, что они писали сейчас. Но что там комментаторы! Слова Апостолов и конечно же самого Евангелия удивительно живые. Они вокруг нас и рядом с нами - все, чему мы поражаемся, чему удивляемся, в чём каемся, идеально изложено в священных текстах нашей Традиции. Складывается впечатление, что их мысль их обращена именно к нам. Не только мы думаем о них, но и они - вечно живые - думают о нас, молятся, переживают, негодуют, сожалеют, когда мы оступаемся, падаем…
Поэтому мне кажется, что православие не только глубоко и бесконечно - оно описывает всё!
В святоотеческом наследии есть всё. Просто для простых. Сложно - для сложных. Для философов - философия, для теологов - теология. Для простецов самые простые и действенные пути ко спасению. Это бесконечное, и поэтому я чувствую себя ребенком перед этим богатством духа и мысли. Ни познать полностью, ни удовлетвориться бесконечным нельзя: мы никто по сравнению с этим богатством веры, этой роскоши духовного созерцания. С молитвой открываются в вере всё новые аспекты. Например, с чтением Псалтири (сужу по себе - это может быть делом жизни). Раньше русские люди часто знали её наизусть - каждое событие в жизни христианина, каждая мысль, каждое переживание, каждый поступок - уже описаны в Псалтири. Читать Псалтырь все равно что читать последнюю глубину человека. Поэтому я и утверждаю, что образ, передаваемый в образовании, должен быть христианским и православным, богословским, основанным на глубоком знании и понимании святоотеческого Предания. Без этого никакого настоящего образования не будет - человек будет слеп, жалок и смертен - без Христа нет вечной жизни! Без Церкви нет спасения! И нельзя пойти другим путем, кроме Христа, ибо Он есть путь и истина (Ин.14:6) и тот кто не признает этого достоин и сожаления, и одновременно сострадания. По этой причине все православные люди счастливые люди, т.к. у нас есть то истинное, что ценнее всего остального. Как бы трудно нам бы здесь не было и как бы нас ни гнали, ни клеветали, ни преследовали, ни судили, ни убивали - мы радостны! Потому что “разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». С нами (русскими) Бог.
- Могу я попросить Вас вкратце рассказать о своей семье? Ваши дети учатся за границей?
-У меня дочка (Дугина Дарья, 1992г.р.-С.Л.) один год стажировалась во Франции от философского факультета МГУ (кстати изучала там христианский платонизм, который на Западе хорошо преподается и занималась там продвижением русских интересов и познакомилась в этой стране с многими консервативными молодежными кругами, которых в значительной степени привела из язычества к христианству; поэтому она там выполняла и проповеднические функции, миссию консервативных традиционалистских ценностей). Она знает блестяще французский язык, и поэтому была направлена туда, а затем - пройдя практику, снова училась в России. Сейчас заканчивает. Мои дети - русские патриоты, и дочка Дарья и сын Димитрий (так в крещении, сперва мы его назвали Артуром), патриоты-традиционалисты и философы. Сын учился здесь. Правда, я чувствую, что не так много (cколько хотел бы) уделял им времени, но, надеюсь, тем не менее какие-то жизненные ориентиры им передал - и в данном случае они не исключение среди сотен людей, считающих меня также своим учителем. Но как раз на детей, к сожалению, меньше всего оставалось времени - по сравнению с тем, что я считаю своим долгом-работать над образованием нового поколения - целого поколения русских людей. Настоящих русских, не космополитического либерального сброда.
Конечно молодежь, может ехать куда хочет, в любую страну, но моё мнение, что она должна оставаться русской в любом случае, а за границей следует черпать не только кошмар разложения, но знания и традиции, которые - нет-нет, но кое-где и сохранились. Более того, я заметил, что сплошь и рядом русский человек на Западе осознает себя более русским, чем до этого. Кстати, многие студенты, уехавшие туда , ставят там перед собой вопрос: что такое русский? И что нам надо защищать и укреплять? Многое положительного возникло там, в эмиграции, где русские патриоты оказались за пределами Родины и только тогда осознали значение России для себя и мира в целом. Например, евразийцы 20-х годов.
-Александр Гельевич, писатель Ф.М.Достоевский ездил в Оптину пустынь; мыслитель А.И Солженицын посещал Джорданнвиль в РПЦЗ. Вы ездите на Афон?
- У меня есть знакомые монахи афонские, традиционалисты как и я (кстати переводят на греческий - Рене Генона) - у меня есть свой духовник в храме, куда я хожу более 15 лет, есть духовник всего нашего «Евразийского движения» - протоиерей Владимир Цветков, настоятель Сафроновой пустыни - духовное чадо старца о. Иоанна (Миронова) из Санкт-Петербурга. Сам он удивительный духовный, светлый и очень умный человек, ученик о. Иоанна (Крестянкина) так же как, кстати, как и о. Тихон (Шевкунов).Он благословлен окормлять «Евразийское движение» старцами. Софрониева пустынь - излюбленное место паломничества. На меня огромное впечатление произвел Валаамский монастырь, наш Северный Афон. Его настоятель владыка Панкратий (написавший против Баламандской унии с монофизитами письмо с братией в 1993г.-С.Л.), душевнейший игумен Мефодий, братия Ильинского скита. Особое значение для меня имеет Белгородчина и митрополит Иоанн; там настоящий центр духовного возрождения нашего Православия. Я прихожанин единоверческого храма, поэтому я регулярно как положено христианину (если только обстоятельства не препятствуют) посещаю этот храм, стараюсь жить воцерковленной жизнью - посещаю святые места, если удается. Я испытываю вместе с тем большой интерес и к старообрядческой культуре и традиции. Поддерживаю добрые контакты среди священства Белокриницкой церкви. Я восхищен традицией знаменного пения и я много лет пел на клиросе - в последнее время не так активно участвую, а раньше (лет десять к ряду) пытался освоить сложный знаменный распев… Многие считают, что наука несовместима с религией, но я так не думаю. Главное, что приоритет: если религия, то и наукой можно заниматься. Если у человека нет веры, наука ему не поможет. В ходе своих научных исследований я изучал другие религии. Но этот интерес не имеет ничего общего с моей верой, которая есть и была Православием. Cчитаю, что главное не когда мы закрываемся,“зашориваемся” от других, а когда мы, будучи в первую очередь православными людьми, рассматриваем другие традиции, и по ходу дела находим что-то приемлемое и что-то неприемлемое, но всегда при этом остаемся православными людьми, самими собой. Должна быть спокойная и уверенная в себе православная идентичность. Тогда нас ничто не собьет. Если кому-то философия, наука или интерес к другим религиям мешает быть православным, мой совет, выбросьте все это немедленно. Есть только одно абсолютное: святая православная вера во Христа Спасителя. Все остальное опционально.
- Ходят слухи о Вашей приверженности к сатанизму и участию в подобного рода ритуалах. Писательница Елена Чудинова (“Мечеть парижской Богоматери”) прямо пишет на своей странице в фейсбуке, что надо Вас спросить о Вашем сатанизме. Как Вы прокомментируете?
- Вопрос действительно глупый и оскорбительный. Чудинова, наверное, меня с кем-то перепутала или “не в себе”.
- Знаю, что Вы православный единоверец, старообрядец. Читал в интернете Ваше обращение к митроп. Корнилию (РДЦ). Каково Ваше отношение к не состоящим в евхаристическом общении с нами братьям-староверам?
-Я сам не помню никакого обращения. В интернете столько всего написано, что все требует проверки. У меня были хорошие отношения с покойным митрополитом Адрианом. Нынешнего Корнилия я совсем мало не знаю, хотя отношусь к нему очень хорошо. Но я не помню, чтобы подписывал какое бы то ни было обращение.
Нужно понимать следующее - есть постановление нашей Церкви от 1971 года, где утверждается, что старообрядческие обряды “равноспасительны и равночестны” и они гораздо ближе к нам, чем какая-то ни было - инославная церковь. Но единоверие существует намного раньше -- с 1800 года. При митрополите Платоне (Левшине) ровно 214 лет назад Русская Церковь уже тогда приняла решение, что можно служить по старому чину, креститься двуперстно и выполнять полностью старообрядческий канон при наличии и сохранении пастырем и архипастырем общения с Церковью. В XX веке во время проведения Поместного собора 1917-18гг. и далее в 1927г патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием были предприняты дальнейшие шаги по сближению со старообрядцами. А в 1971 на Поместном соборе МП РПЦ были приравнены два обряда и полностью отвергнуто, что староверие - это сектантство. Но есть проблема уже с другой стороны: в результате исторических конфликтов теперь уже сами старообрядцы не считают Церковью нас, членов МП РПЦ. Хотя для нас они не являются еретиками. Тут новая асимметрия. Важно, что они хранят русскую православную традицию, выступают против всех изменений и нововведений в Уставе и богослужении. У них очень высокая нравственная дисциплина, строгость в соблюдении постов и других правил. Вот тут нам надо у них учиться. Я являюсь православным старообрядцем под омофором святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и наш старообрядный приход является частью Церкви. Всё это документально подтверждено.
Мои контакты с РПСЦ это контакты человека, интересующегося старообрядчеством, русской стариной, если угодно - личные контакты в структуре межцерковных отношений. Я считаю, что сближение с старообрядцами желательно. Считаю, что проблема именно со стороны старообрядцев, и у нас нет проблем принять белокриницких или беспоповцев любых - вот какое-то время назад о. Иоанн Миролюбов перешел в единоверии из брачных поморцев. Те, кто считает старообрядцев раскольниками - выступают просто против канонических положений МП РПЦ. Икономия спасения сложная сфера. Некоторые неофиты, придя из комсомольцев или из бизнеса, подчас из правоохранительных органов, как-то слишком быстро становятся “ультраправославными” (и требуют анафемы староверам). Тем самым они создают превратное представление о Церкви; но я знаю, что необходимо сближение. Но это вопрос деликатный. Нам креститься двуперстно не запрещено. А староверам трехперстно - запрещено. И много еще асимметрий.
Думаю., что надо и дальше, надо мерно работать над единением и сближением, но я бы не стал настаивать на сближении искусственном и ускоренном. Важно не повредить. Надо к этому идти очень мягко, деликатно и спокойно. С пониманием. Может быть веками.
- Просто не отследил, как Вы относитесь к жизни и миссии о. Даниила Сысоева, которого убили мусульмане?
-Во-первых - это был активный иерей и достойный православный человек. При его жизни я категорически был не согласен с ними по многим поводам. Практически по всем, кроме веры в Христа. Толкование большинства вещей у нас полярно. Но - “о мертвых либо хорошо, либо ничего”.

-Вы встречались с ведущим западным политехнологом Бжезинским. Так ли сильны политтехнологи? Почему по их воле поступают CША?
- Бжезинский (я с ним даже пересекался лично в 2005 в Вашинготоне) крупнейший геополитик. C точки зрения западной геополитической традиции, он весьма логичен и последователен. Но он играет против нас. Он представляет противоположную нам во всем цивилизацию, и является умным и довольно откровенным врагом. Но враги - это весь Запад, а не только Бжезинский. Это как шахматы - мы знаем, что конь ходит-так и пешка-так. Некоторые могут воспринимать эту баталию совершенно иначе - кто кого “съел”. Исходя из своей логики, Бжезинский убежден, что Украину надо оторвать от России. Я считаю, что Украину надо оторвать от Запада. Мы в этом с ним полярны. Геополитика - та дисциплина, которая формирует американскую элиту. Чтобы понимать нашего конкурента или участника диалога по ту сторону Атлантического океана, надо понимать ту логику, с помощью которой он выстраивает свои планы. А также иметь контр-геополитику своего масштаба и своей направленности. Евразийскую геополитическую школу я создал и развивая с конца 1980-х. И считаю, что выполнил в этой сфере свой долг перед страной. Геополитика эта научная школа, выразителем которой является и Бжезинский (кстати, совсем не он один) - она общая для всей американской элиты. Но их геополиткиа атлантистская, наша - евразийская. Мы за Бога, они за дьявола, а остальное шахматы.
Применительно к текущим событиям могу сказать, что я научил наших ведущих специалистов в международных вопросах смотреть на геополитику с наших позиций. Раньше в СССР геополитики вообще не знали, а на Западе есть только атлантистская (то есть заведомо враждебная нам) геополитика. Бжезинский не изобретатель геополитики - она пришла из Англии и существовала с начала ХХ века в англо-саксонской среде. После Версаля она постепенно стала перемещаться в США (вместе с центром Мирового правительства). Внедряя геополитику в научное сообщество современной России, мне пришлось действовать практически в вакууме, т.к. ничего подобного не существовало у нас, но я ее выстроил, и теперь можно вполне “играть в шахматы” с двух сторон.
- Каким может быть мир, в котором победили США? Каким может быть мир, в котором победила Новороссия?
- Как я и сказал, правила нам известны: или вся Украина будет нашей; или мы её разделим на две части в зависимости от сложившихся событий. Дело не только в Украине; либо мы выходим к южным морям и создаем стратегические союзы с Индией , Ираном и Китаем; либо эти страны рано или поздно подпадут под влияние CША. Либо Евразия будет под влиянием евразийской континентальной политики с центром в России, либо она окажется вся или частями под американской атлантистской оккупацией (т.е. под НАТО). Я утверждаю это от нашего лица, но американская элита думает точно также, только со своей позиции. Великая война континентов идет полным ходом, хотим мы этого или не хотим, признаем ли мы это или не признаем. Полезно, однако, понимать стиль их мышления и действий. Мои многочисленные учебники и монографии по геополитике и международным отношениям дают об этом ясное представление.
- Александр Гельевич, что бы мы могли посоветовать православным русским школьникам, интернет-поколению по возрасту которым 11-16 лет?
- У меня есть учебник по обществознанию: мы провели это как учебник для 10-11 классов и он называется «Обществоведение для граждан Новой России”. Он есть в сети ( http://www.twirpx.com/file/1429865/). Рекомендую его для подготовки к самым разным курсам. Там есть литература, культурология, обществознание. Не просто для прочтения, но и для создания представлений, которые каждый русский парень или девушка должны иметь о жизни. Я там суммировал кратко минимальный объем знаний о русской идентичности, в масштабе школьника, заканчивающего именно школу. На выход в свет этого учебника была “паническая реакция” наших либералов. Я много лет над ним работал, упрощая его, старясь главное выразить простым языком. Наши учебники сегодня - это беда; они либо слишком эклектичны, либо вообще написаны с либеральных позиций, а это полная дисквалификация. Вообще толковые учебники патриотического направления надо отыскивать везде, где можно (в том числе и в сети) и продвигать и рекламировать - это просто долг учителей.

История России, Россия и Запад, Евразийство, Россия и Украина, Культурное строительство, Украина 2014, Православие, Личность, США, Империя, Из истории, Идеологии, Новороссия, Русский Мир, Православие в современном мире, Геополитика, Третья мировая, Россия в мире

Previous post Next post
Up