"Простоквашино" - детям не читать!

Jul 30, 2012 14:02

Дети, как известно, - излюбленная мишень информационно-идеологических атак. Об индустрии, работающей на "воспитание человека будущего", даже говорить не приходится, а вот когда сознание "переформатируется" под вполне добротной "маркой" - это особенно шокирует. Тем более, когда творческий "продукт" претерпевает "перезагрузку" по воле самого автора. Пример из этой серии - у kulturolog_ia в "Простоквашино" - детям не читать!

Из почты сайта - о плодовитом и прагматичном Эдуарде Успенском.

Пожалуйста, не сочтите меня параноиком, но я бы хотела привлечь внимание к еще одной книге. На этот раз книга для совсем маленьких детей, с пометкой "для чтения взрослыми детям". Я купила ее в киоске Роспечати в Москве на этой неделе, хотела почитать сыну про Простоквашино, дядю Федора, Матроскина и Шарика.
Как говориться, ничто не предвещало...

Автор книги Э. Успенский
Название "Дядя Федор, пес, кот и другие"
Серия "Планета детства" (написано внизу на обложке, где обычно пишут данные об издательстве, а в конце пометка, что издательство АСТ)
Подписано в печать 30.09.2011.

Но меня привлекли, прежде всего, яркие красочные иллюстрации: знакомые с детства по любимому мультфильму почтальон Печкин, Матроскин, дядя Федор, галчонок, корова, папа и мама дядя Федора. В общем, пролистала картинки и купила. Хорошо, что прочитала сначала сама, а не сразу ребенку!

Книга состоит из коротких рассказов о жизни знакомых героев в Простоквашино. Только сюжет мультфильмов в этих рассказах не пересказывается, а скорее перевирается. А если из них попытаться вывести какую-то мораль, то волосы на голове встают дыбом!

Оказывается, в Простоквашино бывают наводнения и кислотные дожди, дядя Федор вместе с Матроскиным и Шариком жестоко подшучивают над Печкиным потому что "просто они Печкина не любили", галчонок "что хочешь может утащить: хоть ключи от машины, хоть сережку какой-нибудь бабушки", под Новый год мама в телевизоре поет не "Кабы не было зимы..", а "...дружка убитого на шинели принесли" и почему-то приходит на лыжах вместе с "менеджером по колготками" (я не шучу, так написано в тексте!).

Вот например рассказ "Как Матроскин крышу красил".

В нем сначала рассказывается, как Матроскин выбирал краску в магазине. "Он пришел в сельский магазин. Его продавцы спрашивают: "Вам какую краску нужно: хорошую или дешевую?"
Матроскин выбирает сначала дешевую краску, но она слезла после первого же дождя. Тогда он покупает "среднюю" краску, но она тоже не помогает. Приходит дядя Федор и наказывает ему купить "самой лучшей краски". И все оказалось прекрасно. Заканчивается рассказ словами: "Матроскин после этого сразу успокоился и сказал Шарику: "Шарик, на всю жизнь запомни: бедные люди должны покупать только дорогие вещи!"

Я бы еще могла понять, если бы дядя Федор посоветовал бедным покупать качественные вещи и быть рачительными экономными хозяевами. Но его совет прямо противоположен здравому смыслу! Может взрослому это и ничего, но ведь книга для детей, которые еще сами читать не умеют. С пометкой "для чтения взрослыми детям"!

А вот рассказ "Грибное лето"

Сюжет прост: Матроскин, Шарик, дядя Федор и Печкин собирают в лесу грибы. Но не сообща, а порознь. Матроскин приходит раньше всех, собирает кучу грибов, но выбрасывает из корзины сыроежки ради лисичек, лисички ради подосиновиков, подосиновики ради белых. Выброшенные грибы находят (каждый независимо друг от друга) дядя Федор, Шарик и Печкин. Заканчивается рассказ великолепно по своей антипедагогичности: Шарик, Матроскин и дядя Федор собираются дома с корзинами, полными грибов. Так и говорится: "Мы с дядей Федором целыми корзинами грибы брали". Конец опять приведу дословно:

- Вы потому их брали целыми корзинками, - говорит кот, - что это я их целыми корзинками раскладывал.
И рассказал все как было. Потом он подумал и добавил:
- И верно говорят люди: "Лучше синица в руке, чем журавль в небе". Обидно только, что одна корзина не нам, а почтальону Печкину досталась.

Вот это да! То есть дети должны увидеть, что, хотя друзья буквально купались в корзинах с грибами, одной корзины, доставшейся Печкину, им невероятно жалко. Запоминается-то детям сильнее всего именно последняя фраза рассказа, а не стоящая перед ней известная истина про синицу в руке.

Не могу подробно пересказывать все рассказы. Но если бы попался один рассказ с сомнительной моралью или со странными, иногда абсурдными описаниями, то это могло бы быть совпадением. Но чтобы все четырнадцать рассказов для детей умудрились написать так, чтобы они ни в коем случае не учили добру, бережливости, взаимовыручке, прощению, уважению к старшим, а наоборот - мне в голову начинают приходить мысли о том, что это сделано намеренно.

Один из рассказов, на мой взгляд, дискредитирует Красную Армию. Начинается он с того, что Дяде Федору приходит письмо. Приведу это письмо дословно:

"Дорогой дядя Федор!
Пишет тебе твоя любимая тетя Тамара. Бывший полковник Красной Армии. Тебе пора заняться сельским хозяйством - как для воспитательности, так и для урожая.
Морковь надо сажать по стойке "смирно". Капусту - в шеренгу через одного. Тыкву - по команде "вольно". Подсолнух хорошо растет подальше от забора, чтобы его не съели соседи. Помидоры надо сажать прислоненными к палкам. Огурцы и чеснок требуют постоянного удобрения.
Семена я покупала стаканами на рынке и все ссыпала в один мешочек. Но ты на месте разберешься.
Не увлекайся гигантизмом. Помни о трагической смерти товарища Мичурина, который погиб, упав с огурца.
Все. Мы всей семьей тебя целуем."

После глупого и абсурдного (трагическая смерть от падения с огурца Мичурина) письма бывшего красноармейского полковника, дядя Федор "приходит в ужас" и сажает только несколько знакомых семечек так, как считает нужным, естественно, абсолютно пренебрегая советами тети (еще бы!) И у него все получается. А остальные семена сажает Печкин, и получает полную ерунду и сорняки. Дядя Федор советует всем читать книги по садоводству издательства АСТ. Рассказ заканчивается словами "И это правильно, ребята". На мой взгляд, советы читать книги издательства АСТ можно давать не оскорбляя Красной армии и товарища Мичурина.

Еще один рассказ, как мне кажется, направлен против института семьи и брака. Он весь построен на том, что Печкина сначала донимают желающие выйти за него замуж женщины, а Шарик помогает ему от них избавиться. Вот отрывок:

"Некоторые тетеньки сами стали приезжать в деревню знакомиться с Печкиным. Он от них прятался на чердаке. Потому что не хотел жениться.Он о себе-то не успевал заботиться, а тут еще жена. Все ей покупай, вари ей обед, ходи для нее в магазин."
Шарик печатает фотографию Печкина на охоте, с ложным комментарием о том, что это он добывает воротник для своей жены Акулины. Тетеньки отстают от Печкина. Рассказ заканчивается так:

"Когда фотографию напечатали, все тетеньки отпали. И Печкин по-прежнему стал счастливо жить в одиночестве. А Шарика он даже поцеловал в лохматую морду и сказал:
- Шарикушечка ты мой дорогой!"

Даже если кому-то кажется, что институт брака уже свое изжил, а от жены одни неприятности (дети должны усвоить, что это мужья обычно женам готовят, а не наоборот), то совершенно нормальное отношение в рассказе к тому, чтобы напечатать в газете заведомую неправду, чтобы сформировать нужное общественное мнение, все-таки настораживает.

А в рассказе "Новый год в Простоквашино" собравшиеся к Печкину в избу гости в ожидании выступления мамы дяди Федора и менеджера по колготкам, пытаются петь хором известные русские песни (Степь да степь кругом, Расцветали яблони и груши, Пусть бегут неуклюже, Мать ко мне на могилку никогда не придет и другие), но при этом никто не помнит толком слов, получается каша и все смущенно замолкают. Удивляет еще подбор отрывков песен в книжке для дошкольников - половина про смерти и могилы.
Приведу отрывок:

"Папа усадил всех за праздничный стол и сказал:
- Дорогие друзья-простоквашинцы! Беритесь за бокалы с шампанским. Сейчас начнется самый торжественный момент. По телевизору будет петь наша мама, и наконец-то мы увидим...менеджера по колготкам.
Он хотел сказать: "Наконец-то мы увидим сюрприз, который она нам готовила", а сказал про менеджера по колготкам. Гости взялись за бокалы с шампанским. Они никогда не видели менеджера по колготкам, и им очень было интересно узнать, что это такое."

Откуда взялся этот менеджер по колготкам, к чему и зачем, в рассказе не поясняется. Интересно еще, что гостям предлагают поднять бокалы шампанским всем без исключения. Предполагается, что несовершеннолетний дядя Федор тоже поднимает бокал с котом и Шариком? Абсурд торжествует и в кульминации рассказа: появляется мама с песней "дружка убитого на шинели понесли" и неизвестной тетенькой, которую представляет как менеджера по колготкам. Занавес. А, ну да, еще в рассказе присутствует деревенский гармонист-негритенок (простите, афро-американец), а главное блюдо за столом - узбекский плов.

Честно говоря, рассказ "Новый год в Простоквашино" напомнил мне фильм Карена Шахназарова "Город Зеро".

В целом, мне кажется, что эта книга достойна культурологического анализа. Ну, или хотя бы того, чтобы родителей предупредили что "и такое бывает".

P.S. Когда я рассказала свекрови об этой книге, она сначала даже не поверила. А когда пришла к нам в гости и прочитала ее, сначала долго искала на книге указание на то, что это шутка. Думала, что это для взрослых такой прикол, пока не прочитала название детской серии и рекомендации читать ее детям. Потом она еще размышляла, точно ли автор Эдуард Успенский. А в конце сказала, что эту книгу нужно хранить, а то никто не поверит)))

От себя (andoc) еще добавлю, что вышучиванию там подвергаются и православные священники. В общем, "полный постмодерн"!

Клеветники и очернители, Антикультура

Previous post Next post
Up