Ровно в полдень/ High Noon (1952)

Nov 26, 2024 18:56





Не очень люблю вестерн как жанр, возможно, фильм понравился как раз потому, что отступает от канонов. Джон Уэйн (сообщила мне Википедия), даже назвал его «самой неамериканской вещью, которую я когда-то либо видел» (the most un-American thing I’ve ever seen in my whole life)



Режиссёр Фред Циннеман снял «Ровно в полдень» словно в реальном времени: минута для зрителей - это минута для героев. Большие и маленькие, настенные и карманные, часы то и дело появляются в кадре, напоминая о том, сколько минут остается до развязки.

А завязка такова: в город возвращается известный бандит, которого местный шериф пять лет назад упёк в тюрьму. Преступника ждут сообщники, он едет поездом, который прибывает на станцию в 12 дня. У шерифа - который только что женился, на минуточку! И вообще, официально ушел по этому случаю в отставку - немногим больше часа, чтобы подготовиться к появлению негодяя. И вот он делает обход, заходя к знакомым и друзьям - но никто, никто не горит желанием прийти ему на помощь. И в первую очередь - молодая жена, квакерша и убежденная пацифистка.

Думаю, именно это обстоятельство так раздражало Джона Уэйна - как так, чтобы горожане не поддержали своего шерифа? Спрятались по углам и наблюдали, как он один на один выходит противостоять бандитам? УвыЗато главный герой на этом фоне выглядит настоящим Героем. Гэри Купер (подсказала мне, опять же, Википедия) хоть и смотрелся в кадре хоть куда, был уже не молод, страдал от язвы  и болей в спине и бедре - но даже это сработало в пользу образа: болезненное выражение лица как нельзя лучше подходило к ситуации (так, по крайней мере, считал автор биографии Купера, Гектор Арсе). В общем, 4 оскара у фильма, и один из них - за лучшую мужскую роль! Еще одну статуэтку «Ровно в полдень» получил за лучший монтаж (абсолютно заслуженно, на мой взгляд), а два других забрал композитор Дмитрий Зиновьевич Тёмкин: за музыку и песню (вместе с автором слов, Недом Вашингтоном). Ничего про него не слышала раньше, а он, между прочим, весьма известен в мире киномузыки, и Оскаров у него четыре, а номинаций - больше двух десятков. Родился в Полтавской губернии, учился в Санкт-Петербурге, потом, соответственно, работал в Петрограде, но эмигрировал в 1921 году.

Снова Вики: «Большой успех выпал на долю его сочинений для вестернов - киножанра, находившегося на пике популярности в Америке того времени. На часто задаваемый вопрос, как он, выходец из России, может так тонко чувствовать поэтику равнин американского Запада, Тёмкин отвечал «Степь она и есть степь!», предпочитая это слово (steppe) традиционному американскому прерия (prairie)».

Песня, получившая Оскар, «The Ballad of High Noon», была очень популярна в те годы, больше ее знали по первой строчке:

«Do not forsake me, oh, my darling»

https://www.youtube.com/watch?v=hsDyrZVqipA

А год назад Уэс Андерсон использовал ее в саундтреке к своему фильму «Город астероидов» :)

Попыталась найти какой-нибудь вариант на других ресурсах - увы. Зато вот альбом исполнителя, Текса Риттера. Превьюшки можно даже послушать.

Зы: Молодую жену играла очень молоденькая (на 30 лет младше Купера!) Грейс Келли, это была ее первая большая роль в кино. Честно говоря, я согласна с Хичкоком, который назвал ее игру там «мышиной». Ничего, Грейс, у тебя в тот момент всё еще было впереди :)



kinomania, old movies

Previous post
Up