Напишу в одном посте про два фильма, которые не связывает ничего, кроме слова «Луна» в названии :)
Бойкий аферист поддался порыву сердца, заскочил на похороны бывшей подружки - и получил в нагрузку хмурую сиротку. Девочку надо доставить к тёте, вот только маленькая Эдди решает, что компания удалого пройдохи ей интереснее. Опять же, у пройдохи такой же, как у нее, подбородок - а это что-то да значит!
Бумажная луна/Paper Moon
За роль Эдди Логгинс десятилетняя Татум О’Нил получила Оскара и стала самой юной обладательницей этой премии в истории. И знаете, что? Абсолютно заслуженно! Прекрасная игра. Может быть, помогло, что играть надо было в дуэте с папой - но тем не менее.
На начальных титрах звучит песня, которая, в общем, намекает - вот о чем история, это не просто рассказ о приключениях парочки аферистов:
Say, it's only a paper moon
Sailing over a cardboard sea
But it wouldn't be make-believe
If you believed in me
(Это всего лишь бумажная луна,
Проплывающая над картонным морем,
Но она могла быть реальной,
Если бы ты поверил в меня)
https://www.youtube.com/watch?v=rbB4Qgw6jZw В поисках аудио заглянула на ютуб и обнаружила: песня-то настолько популярна, что ее перепевали из поколение в поколение, вот лишь несколько кавер-версий:
Элла Фитцджеральд
https://www.youtube.com/watch?v=2_uwE0WkM7YФрэнк Синатра
https://www.youtube.com/watch?v=wE4p7RktyfsПол Маккартни
https://www.youtube.com/watch?v=LmkECK_yhzw(А в фильме звучит версия от 1933 года в исполнении Peggy Healy и оркестра Пола Уайтмена)
Значит, западный зритель сразу считывал смысл, заложенный в название фильма Питера Богдановича. А в советский прокат он вышел под названием «Гениальные аферисты» - акцент чуть сдвинули в сторону произведений О'Генри. Впрочем, пожалуй, и это название фильм не испортило :) Чудесное кино.
Второй фильм - это Moon, в нашем прокате - Луна 2112 (видимо, цифры призваны подчеркнуть фантастическую составляющую).
Так получилось, что он валялся у меня на жестком диске, почитай, чуть ли не со времени выхода в прокат - а это 2009 год. Не помню, почему не посмотрела его сразу, а потом как-то за делами, да за другими просмотрами - забылось. И вот вдруг недавно наткнулась на него в одной из папочек и думаю - а что ж это я? начала смотреть, а там - вот сюрприз - Сэм Рокуэлл. Ха! Как-то сразу просмотр иначе пошёл :)
И что интересно: прошло больше десяти лет, а фильм смотрится вполне себе актуально. Для начала - там Сэм Рокуэлл в главной роли :) Но дело даже не в этом... просто - вопросы, которые задает сюжет, никуда не делись, однозначных ответов на них по-прежнему нет, и практикой проверить варианты тоже еще не получается; не так-то быстро продвигается наука, иногда и десяти лет мало (иногда и вечности не хватит). Хотя, конечно, вопросы эти и в 2009-м задавались не в первый раз.
Итак: есть лунная база по добыче полезных ископаемых, есть одинокий астронавт, который считает дни до завершения трехлетнего контракта. В свободное время он возится с макетами и ходит в спортзал, иногда - праздники есть - получает видеосообщения от жены. Но когда до сдачи вахты остается всего ничего, Сэм попадает в аварию, а потом приходит в себя - и ничего о случившемся не помнит...
Это - если без спойлеров, а без спойлеров говорить предметно об этом фильме сложно. Он выстроен в очень условном пространстве, с очень большим количеством «допустим»: допустим, что для добычи полезных ископаемых на Луне все же потребуется сотрудник-человек, допустим, что отслеживать все процессы достаточно будет всего одного такого сотрудника, допустим, что компьютер Герти (Кевин Спейси, между прочим - вот по какому моменту можно понять, что фильм старый, хе-хе) может быть не беспристрастной машиной, как знаменитый HAL 9000 из «Космической Одиссеи», а большим душевным человечищем... Да много таких «допустим». И тут как: иногда смотришь фильм и фыркаешь-раздражаешься на все такие вольности, а иногда они совершенно не мешают. Для меня «Луна» попадает во вторую категорию.
А еще музыкальный фон здесь выстраивает Клинт Манселл, и это для меня примерно такого же уровня плюс, как и игра Сэма Рокуэлла.
https://youtu.be/bIIA3NKqebg Ах, да! Семен Семеныч! Вот что нужно еще сказать: Moon - полнометражный режиссерский дебют Данкана Джонса, сына Дэвида Боуи. Фильм делали с мизерным бюджетом, без дорогостоящих спецэффектов, луноходы реально возили за веревочки, а потом стирали эти веревочки из кадра на компьютере. Так закалялась сталь :)