Jun 09, 2013 19:23
Я буду понимать под экономической свободой возможность распоряжаться деньгами в соответствии с собственными желаниями.
Экономическая свобода ограничивается многими факторами.
Во-первых, есть определенный минимальный уровень комфорта, который необходим для здоровья, жизни и работы человека. До 20 века лишь у небольшой части людей доходы превышали необходимый уровень, поэтому говорить об экономической свободе пролетариата конца 19 века бессмысленно. Свобода начинается с момента, когда появляются сбережения.
Далее, экономическая свобода ограничивается государством, в первую очередь - в виде налогов и обязательного медицинского и пенсионного страхования. Государство берет на себя задачу перераспределения денег между гражданами. Кроме этого, государство, в особенности социалистическое, ведет политику выравнивания доходов между гражданами.
Основной тезис этого поста в том, что государство залезло в карман к людям до таких размеров, что доля зарплаты человека, которой управляет государство заведомо превышает долю, которую человек тратит на базовые потребности - еду, жилье, транспорт, доступ к информации (интернет) и средства связи.
Речь пойдет о ситуации в Германии, хотя сходный анализ может быть проведен и для других западно-европейских стран.
Для жильцов однокомнатных квартир коммунальные услуги стоят около 100 евро в месяц. Расходы на еду - примерно такие же, при условии, что в основном человек питается дома. Месячный проездной в городском транспорте стоит около 50 евро, но в действительности если работа находится на расстоянии 10 км или менее от дома, то можно ездить на работу на велосипеде.
Аренда однокомнатной в Вюрцбурге мне обходится в 260 евро без коммунальных. Аналогичные квартиры в Бремене и Эрфурте стоили мне на 100 евро меньше.
Итак, если человек снимает квартиру, то его расходы на жилье, еду, городской транспорт и коммунальные услуги составляют в среднем не более 500 евро. Если квартира уже находится в твоей собственности, половина расходов уходит.
Это - базовые расходы, которые дают возможность жить в тепле, уюте, нормально питаться и ездить на работу, и это - то, что надо каждому. Оставшимися деньгами каждый управляет как он считает нужным.
Но тут мы натыкается на государство, которое само управляет частью наших денег.
Пусть грязная зарплата равна 3800 евро в месяц (стандартная ставка ученого с 3 годами опыта работы). Отчисления в пенсионный фонд будут составлять 350 евро с работника и дополнительно столько же - с работодателя, итого - 700 евро. Расходы на медстраховку - в сумме 600 евро, отчисления в фонд безработицы и Pflegeversicherung (за сиделку на старости лет или при инвалидности) - по 50 евро.
В целом, грязная зп = 3800 евро, дополнительно около 600 евро отчисляет в пенсионный и страховщикам за сотрудника универ (т. е. расходы универа на сотрудника = 4400 евро), и из них на руки ученый получит примерно половину: 2200.
Почему расходы на еду, коммунальные и транспорт - на то, чем мы пользуемся каждый день, составляют 250 евро в месяц, а расходы на медстраховку, которая к тому же покрывает далеко не все расходы, составляет 600 евро в месяц? Зачем отчислять 700 евро в месяц в пенсионный фонд? Почему никого не спрашивают, какую пенсию планирует получать человек в будущем?
Для полноты картины, скажу еще о нескольких «мелочах».
Плата за мобильный интернет по самому высокому тарифу стоит 20 евро, и в то же время надо платить около 10 евро за DSL-кабель и еще 18 евро - за «общественное телевидение», причем оба эти платежа - обязательны независимо от того, используешь ли ты эти услуги или нет. Кроме того, считается, что каждый ученый или учитель имеет право на личный кабинет, за счет этого можно вернуть часть денег, уплаченных за аренду. Аналогично, каждый имеет право вернуть деньги за дорогу из дома на работу (в зависимости от километража и вне зависимости от действительной стоимости проезда).
Все это не что иное, как перераспределение денег от одних людей к другим: от тех, кто не смотрит телевидение тем, кто его смотрит. От тех, кто живет недалеко от работы - тем, кто живет в частном секторе пригородной зоны.
Так государство отбирает у нас экономическую свободу. Теряя свободу, мы теряем и деньги. С одной стороны, мы финансируем сам бюрократический аппарат, который управляет нашими средствами. С другой стороны, на начальном этапе жизни важнее как можно раньше купить квартиру, чтобы сэкономить деньги на аренде. И уже потом думать, собирать ли на пенсию, вложить ли деньги в акции или пожертвовать их в благотворительный фонд. Наконец, платеж государству и страховым компаниям совершается автоматически, а их возврат связан с известными трудностями: чтобы получить деньги от страховой комании, надо доказать, что ты действительно не виновен в происшедшем, чтобы получить пособие по безработице надо стать на учет на биржу труда и т. д. Поэтому мы теряем еще и время.
economy,
germany,
europe