«…Алик… Если не читал М. Булгакова «Мастер и Маргарита»,
ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧТИ!» - таким литературным напутствием завершила своё письмо другу Надя Рушева.
Автопортрет. Надежда Рушева
Японцы до сих пор вспоминают Надю Рушеву, издают её рисунки на открытках и удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодежь в большинстве своем о Рушевой ничего не слышала. Вот и мой оппонент, споря до красной физиономии, ничего не слышал о первом иллюстраторе знаменитого романа Булгакова.
«Ведь если их забыли, значит, их искусство не такое уж искусство!» - в торжественной позе восклицает спорщик.
Спорить я не стала, но этот разговор заставил меня вспомнить о чудесной девочке, мечтавшей оживлять сказки.
«Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!» - говорят японцы и недоуменно пожимают плечами.
«Как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях!» - изумлённо перешёптываются восточные искусствоведы.
«То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка», - писал Ираклий Андроников (советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа, по совместительству любитель графического рисунка), рассуждая о цикле «Пушкиниана»
«Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств. Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же - никогда. Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства», - восхищался Надей доктор искусствоведения Алексей Сидоров.
Надя Рушева никогда не училась рисовать. Она просто брала лист бумаги и на нём появлялись какие-то контуры. Она не делала эскизов и не пользовалась резинкой.
«Я вижу свои рисунки заранее. Они проступают на бумаге, и мне нужно только обвести их», - говорила юная художница.
До школы родители не учили дочку ни писать, ни читать, не рисовать - не хотели перегружать и торопить ребёнка. По вечерам папа-художник просто читал дочери сказки, а Надя слушала и делала какие-то наброски. Как-то за то время, пока девочка слушала «Сказку о царе Салтане», успела нарисовать 36 иллюстраций. Сила литературы, искусства и сила отцовской любви в самом удачном своём сочетании проявили талант девочки.
Когда дочке исполнилось 12, Николай Рушев показал её рисунки коллегам, и те были единогласны - девочка изумительно талантлива.
В этот же 1964 год состоялась первая персональная выставка юной художницы, хотя тогда многие Надю просто не восприняли всерьёз - и образования художественного нет, да и какой жизненный опыт у пятиклассницы. Будто бы опыт и образование имеют какое-то отношение к таланту. А Надя продолжала вести жизнь простой советской школьницы, много рисовать и мечтала стать мультипликатором. Такая вот возвышенная и возвышающая мечта оживлять сказки.
За пять лет после первой выставки у Нади состоялось ещё 15 персональных: в Польше, Чехословакии, Индии, Румынии. В - в 13 она создаёт серию рисунков к «Евгению Онегину», иллюстрирует мифы Древней Греции. Специалисты отмечали, что в её, казалось бы, простых иллюстрациях много динамики и жизни.
Конечно, были и товарищи, которые в кулуарах шептались, мол, папа-художник продвигает дочь. Но! Смотрящему всё равно, кто папа. Либо впечатляет, либо нет. Да и Рушев был художником-постановщиком в Русском драматическом театре, а не мировая знаменитость.
Среди успешных работ юной художницы была особо значимая серия иллюстраций.
Обязательно прочти!
Михаил Булгаков умер 10 марта 1940 года, едва успев закончить черновой вариант романа, над которым работал больше 12 лет. Следующие 20 лет у его жены Елены Сергеевны ушли на то, чтобы собрать черновики в единый текст и подготовить книгу к печати. Еще 7 лет книга ждала, пока оттепель потеплеет настолько, чтобы напечатать роман, в котором есть персонаж, олицетворяющий Иисуса Христа.
Иешуа перед казнью
Первая публикация романа состоялась 31 января 1967 года - в двух номерах журнала «Москва». На всю страну, которая еще не знала о существовании «Мастера и Маргариты» (сейчас невозможно себе это представить), всего 200 тысяч экземпляров.
Отец Нади встал в очередь в библиотеке Центрального телевидения в феврале. Книгу он получил через полтора года. И выдали её только на 2 дня. Он прочитал, но от преждевременных восторгов воздержался: слишком мало времени и слишком много дел, чтобы осмыслить такое произведение всего за 2 ночи. Наде он решил её не показывать по целому ряду объективных, в общем-то, причин. Мой сын втихаря прочёл «Мастера» в 5 классе. Благо, он многого не понял, а узнав об этом, я не на шутку испугалась.
Как мне кажется, главная причина всё же была в другом. В одном из интервью он рассказал о буднях девочки. Я читала и думала: то ли дни были длиннее, то ли люди были другими.
«Тогда Надюша успешно заканчивала экзамены выпускного, обязательного 8-го класса… Она продолжала свою огромную (в 400 рисунков) серию к «Войне и миру», с увлечением читала трехтомное издание сочинений Байрона, 8 томов Шекспира. Она создавала свое прочтение «Маленького принца», серию рисунков «Воспоминания о Варшаве», «Балет», «Восток», «Эллада», «Пушкиниана». Поэтому я и подумать не смел, чтобы обратить внимание слишком юной и перегруженной Надюши на роман «Мастер и Маргарита». В «Артеке» Надя приобрела друзей в лице вожатого Марка Кушнирова с женой Аней. Вот эти люди впервые и дали Наде прочитать поэтов-символистов, дореволюционных сатириков, а главное - они дали ей переплетенную из двух журналов «Москвы» книгу «Мастер и Маргарита». Надюша вдруг преобразилась и повзрослела!»
Несмотря на огромную и нежную отцовскую любовь, которой пропитаны все записи Николая Рушева, и интеллигентнейший стиль его письменного языка, в словах «вот эти люди впервые и дали Наде почитать» слышится то ли скрытая обида, то ли невысказанная претензия. Дали то, чего не надо было давать. Дали и не спросили. Эти люди.
Первое, что сделала Надя, прочитав «Мастера и Маргариту», попросила отца принести из библиотеки всего Булгакова, которого он только сможет найти.
Новый цикл она начала сразу же и меньше чем за год нарисовала 160 иллюстраций, некоторые из которых оказались пугающе точными. Например, Мастеру она нарисовала точно такой же перстень, какой носил Михаил Афанасьевич - той же формы, на том же самом пальце. А Маргарита получилась очень похожей на Елену Сергеевну, которую Надя никогда в жизни не видела.
10 июня 1968 года Надя отправит короткое эмоциональное послание мальчику, с которым когда-то работала в пресс-центре и вела активную переписку:
- Здравствуй, Алик!
Прости, что пишу с таким жутким опозданием, просто на прошлой неделе Я БЫЛА В ЛЕНИНГРАДЕ!
!!!!!
Перечисляю только где была: Эрмитаж, Русский музей, Мойка, 12, Петергоф, Летний сад, Михайловский замок, Смольный концерт (ансамбль «Дружба», Эдита Пьеха!).
В Выборгском дворце открылась моя выставка. Основная тема - Пушкин, так как организатор - Музей Пушкина. Одновременно в Москве - выставка в музее Л. Толстого «Война и мир».
Алик… Если не читал М. Булгакова «Мастер и Маргарита»,
ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧТИ!
Эта девочка не перестаёт меня удивлять и восхищать!
После того, как Надя прочитала «Мастера и Маргариту», она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала отца просьбами достать всё, что можно, о Булгакове. Спустя годы вдова Михаила Булгакова, увидев Надины рисунки, назовёт их лучшими. Но к тому времени девушки уже не будет в живых.
«Хорошо, что Надя и свечу нарисовала… Михаил Афанасьевич любил работать при свечах…» - говорила Елена Булгакова, листая рисунки. А когда дошла до портрета Мастера и Маргариты в профиль, надолго замолчала. «Вспухший рот… Характерно для Михаила Афанасьевича… Будто вздохнул… Это провидение Нади».
Рушева стала первым иллюстратором «Мастера и Маргариты». Ей в то время было 15.
Никто не мог даже предположить, что в 17 лет Нади не станет. Собираясь утром в школу, она просто потеряла сознание. Оказалось, что у неё врождённая аневризма. Пять часов врачи боролись за жизнь девочки, но так и не смогли вернуть её к жизни.
На тувинском (а Надя наполовину тувинка) её имя звучит «Найдан» - «вечно живущая».
Пусть память о художнице, которой так и не довелось стать мультипликатором живёт и сегодня. По всему миру прошло более ста шестидесяти её выставок. А с могильного памятника Нади Рушевой смотрит на этот мир кентаврёнок - необычный малыш с очень серьёзным взглядом...
Хочется верить, что имя Нади всё же не будет забыто. По крайней мере, она живёт на страницах одного из самых читаемых литературных творений современности.
P.S.
- Как Вам удаётся оставаться всегда позитивной?
- Я никогда не спорю с идиотами.
- Это же невозможно!
- Ну, невозможно так невозможно…