Бытие не нуждается в творении.
Не раз уже писал о том, что наше богословие понимает акт творения грубо-ремесленно: Бог превращается в демиурга, рабочего. В традиционном богословии Бог тяжко работает, создавая бытие из ничего. Сотворенный Богом мир принципиально отличается от Создателя именно тем, что мир возник не «сам собой», т.с. «естественным» путем, а стал результатом некоторых усилий со стороны Бога, как внешней силы. В ремесле, действительно, творение отлично от мастера, т.к. мастер создает для того, чтобы плоды своих рук продать. Творение, в этом случае, действительно чуждо (читай ТРАНСЦЕНДЕНТНО) творцу. Здесь творение - акт отчуждения. Совсем не так это бывает в творческом процессе. Здесь - создание нового выступает как выявление самой сущности художника. В творческом процессе сущность и энергия совпадают.
Однако, если под словом «мир» понимать всю действительность как осуществившееся бытие, то ни в каком внешнем творении он не нуждается. Мир как бытие появляется как самоопределение небытия. Небытие, несуществование, с НЕУМОЛИМОЙ НЕОБХОДИМОСТЬЮ, возможно только как отрицание бытия. Вот эта самая «НЕУМОЛИМАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ», похоже, и есть Эйн Соф, т.е. «бесконечное». Т.е. Эйн Соф не внешнее по отношению к бытию, а внутренний принцип самого бытия. В поэтической форме иудейская каббала связь бытия и Эйн Соф раскрывает в теории о сжатии (цимцум), когда Бог проводит границу между Собой и миром, между Собой, как небытием и Собой, как существованием. Т.е. процесс возникновения - это не ремесленный акт формирования чего-то из внешнего и инертного вещества, а процесс самоопределения двух сторон Единого.
В Библии сказано: «Берешит бара Элохим». «В начале сотворил Бог небо и землю». В Острожской Библии: «Искони сотвори Бог небо и землю». Т.е. «начало» предшествует появлению самого «творения».
Вот комментарий РАШИ (комментатор X в. Шломо бен Ицхак из Труа) на это место: «[однако слово בראשית берешит - «в начале» - можно понять как часть сопряженного сочетания, требующую после себя существительного, а не глагола «сотворил». поэтому] если мы хотим истолковать значение стиха согласно простому смыслу, то должны объяснить его так: «в начале сотворения богом небес и земли, когда земля была поразительна и пуста, и тьма [над пучиной]».
Интересно было узнать, что и с привычным нам «сотворил» тоже не все просто. Как следует из изысканий Алекса Луговского (
http://lugovsa.net/p/439) библейское «сотворил» вполне допустимо переводить как «восстановил», т.е. это не творение «из ничего», воссоздание чего-то из того, что было.
Таким образом, возникновение мира вовсе не предполагает его сотворение из ничего, в ремесленном смысле. Мир возникает из некоего «начала», что это за начало я написал выше.
Кстати сказать, в Библии имеется и попытка уйти от представления о Боге-ремесленнике, демиурге. В 39 псалме говорится: «Яко той рече - и быша, той повеле - и создашася». В этом стихе подчеркивается, то, что Бог создает мир не как рабочий, при помощи рук и затраты силы, а без использования труда, по одному повелению. Однако даже Бог без какого-либо действия тоже обойтись не может, все создается из слов и дуновения Бога: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» (псалом 32).
Собственно, идея о творении мира «из ничего» и не могла возникнуть на почве ближневосточной культуры. Давно известно, что библейская космогония представляет собой вариант космогонии месопотамской, хорошо известной по вавилонской поэме «Энума элиш». Там мир творит Мардук из разрубленного тела побежденной богини Тиамат. Связь «Энума элиш» и «Шестоднева» давно и хорошо установлена.
Итак, идея о сотворении мира из ничего Богом-ремесленником чужда самому конкретному мироощущению Библии. Сама по себе эта идея есть позднейший продукт, возникший в умах людей, не занимавшихся производительной деятельностью, а занимавшихся, в основном, интеллектуальным трудом. В голове интеллектуала мысль действительно появляется как бы из ничего.