Apr 07, 2022 21:10
Иисус - каббалист?
1. Возьмем отрывок из Евангелия от Иоанна:
"…утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши". Ин. 8:2-11
Возникает вопрос: что мог писать Иисус перстом на земле? По-моему, это единственное место, где говорится о том, что Иисус умел писать. Что же на самом деле? Есть мнение Августина, что Иисус писал слова пророка Иеремии об Иехонии: "Земля, земля, запиши" этих мужей отвергнутыми". Николай Велимирович писал, что Иисус перечислял имена главных ветхозаветных грешников. На мой взгляд все эти толкования выглядят весьма абстрактными и исполненными сугубой назидательности, которая может быть характерна только для христианских епископов, но никак не для сакральных текстов. Прямое морализаторство не вяжется со всей поэтикой такого сложного и многослойного текста, как Евангелия.
Так что же Он писал? Если внимательно вчитаться, то нетрудно увидеть, что когда Иисус о чем-то говорит, то Он говорит только о Себе Самом. Значит и писал о Себе. Что писал? Что Он и Отец одно. А как? Просто. Комбинируя буквы таким образом, чтобы вышло, что Ха-Шем и Он - это одно и тоже. Значит Иисусу был вполне знаком метод герменевтики, под названием Темура. Метод этот древний, известный еще со времен пророков. Евангельский текст отмечает специально, что Иисус писал "наклонившись низко", что может говорить о специальной позе, связанной с дисциплиной дыхания, что-то вроде позы пророка Илии. Здесь можно порассуждать о том, знал ли Иисус "Сефер Йецира"? Считается, что эта книга более позднего происхождения, написанная в промежутке между 2 и 4 веками, а может быть и позже. Если использовать евангельский текст как источник, то можно его рассматривать как намек на то, что какие-то техники перестановок, соединенные с дыханием, были известны. А "Сефер Йецира" - это не источник этих техник, а наоборот, систематизация и теоретическое обоснование уже сложившейся практики.
2. Еще отрывок из Иоанна: "И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим". Зачем Иисус из слюны и пыли сделал мазь? Проще нельзя было? Ведь Он не раз проделывал такие вещи словами. Тут есть свой смысл.
Слепорождение - это не болезнь, в точном смысле слова. Человек никогда не был зрячим, он родился таким. Это недоделанный человек. Значит, чтобы слепорожденный прозрел надо завершить его сотворение. Из чего Бог создал человека? Из "праха земного", т.е. из пыли. Слепил, а потом подул. Подобно тому, как ветер (руах) приносит дождь, проливающийся с неба и оживляющий землю, точно так же, комок земли, оживленный дыханием (руах) Творца стал человеком. Чтобы доделать недоделанного слепца надо совершить то же самое: слепить из комка грязи новые глаза, плюновение здесь означает то же самое, что дыхание Бога - Дух Святой. Дунул и сказал - "приимите Дух Свят" - читаем в другом месте.
Очевидно, что описание такого действия не просто так попало в Евангелие, я думаю, что это фиксация реальной практики того времени. Это однозначно теургический акт, ритуал. Есть еще один ритуал, который можно вполне соотнести с парадоксальными действиями Иисуса - ритуал создания голема. "Самые древние инструкции по созданию голема следует рассматривать как теургический ритуал, благодаря которому адепт осознает себя владеющим некоей творческой силой..." - писал Гершом Шолем. Поэтому-то Иисус и говорит "чтобы на нем явились дела Божии". Шолем цитирует талмудический трактат: "В трактате Санедрин написано: «Сказал Равва: если бы хотели праведники, они сотворили бы мир, как сказано: “Только беззакония ваши произвели разделение [между вами и Богом вашим]”». «Равва создал человека, послал его рабби Зеире. Он начал с ним говорить, а тот не отвечал. Сказал ему: от собратьев ты! Возвратись в прах свой!». Значит, во времена создания Талмуда техника создания голема уже имелась. И мы видим, что что-то подобное делал и Иисус, подтверждая, таким образом, свое призвание: "Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать". В этом отрывке о слепорожденном речь идет именно о создании голема глаза. Это, кстати, было известно уже древним толкователям Евангелия. Вот что пишет Феофилакт Болгарский: "Одни слова, что создал Адама Я, могли показаться соблазнительными для слушателей, но когда слова подтверждаются делом, не оставалось уже повода к соблазну. Устрояет глаза из брения, употребляя тот же способ творчества, каким сотворил и Адама. Не только устроил глаза и открыл их, но одарил зрением, а это показывало, что Он вдохнул и душу в Адама... Так как Он намерен был послать слепца на Силоам, то, чтобы не приписали чуда воде источника, но познали, что образовала глаза слепому и открыла их сила, вышедшая из уст Его, для сего плюнул на землю и из плюновения уст сделал брение. Потом, чтобы ты не подумал, что чудо зависело от земли, повелевает умыться, чтобы брение совсем отстало. Впрочем, некоторые говорят это брение совсем не отпало, но превратилось в глаза".