Никакого отношения к канарейкам Canary Wharf не имеет. Название месту принесли работающие на верфи испанцы родом с Канарских островов.
До 1980 года Canary Wharf была одна из самых загруженных верфей Лондона, и вся местность вокруг была забита мрачными кирпичными пакгаузами. Парочка подновленных строений осталась стоять как памятники эпохе, все остальное снесли. К 1980 году правительство Маргарет Тэтчер осознало, что бизнесу тесно в Сити, и пришло время развивать новую офисную точку. Верфь закрыли, а земли продали инвесторам под развитие финансового центра. История этого строительства полна драматизма. Сначала восставали жители, но с ними удалось кое-как договориться. Потом никак не получалось решить, кто и за чей счет будет тянуть метро к новому центру. Наконец, договорились разделить расходы на метро пополам между частными инвесторами и правительством Великобритании. За дело взялась фирма-застройщик из Торонто, которая прославилась сооружением башен-близнецов в Нью-Йорке. Эта компания успела построить первую башню, но тут разразился тяжелый финансовый кризис 1992 года, а строительство башни закончилось до сооружения метро. Грубо говоря, правительство кинуло инвесторов, не выполнив свою часть работ. Без метро никто не хотел в эту башню вселяться, и фирма разорилась, оставив 20 миллиардов долга. Пять лет башня, названная Канада 1, стояла пустая. Это именно она сияет в центре снимка. Я где-то как-то слышал или читал, что при строительстве этого небоскреба был поставлен рекорд, вошедший в коллекцию success stories по Project Management: проект насчитывал 70 тысяч операций, каждая из которых была выполнена точно в срок. К сожалению, не могу найти подтверждения этой информации, так что оставим ее на совести моей дырявой памяти.
Но 20 лет назад эта башня отнюдь не сияла победными огнями. Она стояла стояла посреди грязного пустыря и разрушалась. Дело дошло до того, что ее уже хотели сносить. Но тут победил здравый смысл. Когда метро наконец дотянули, притом сразу несколько линий, все зашевелилось снова. Сейчас здесь идет совершенно сумасшедшее строительство очень пафосных офисных и жилых домов. Это самый быстро развивающийся район Лондона.
Canary Wharf очень качественно сочетает элементы рельефа с архитектурными новациями. Здесь вся местность покрыта прудами, протоками и красивыми мостиками.
Сами здания, да еще снятые издалека, если честно, мне не очень нравятся. Унылые коробки. Но, когда там гуляешь, местность выглядит выглядит очень неплохо и очень уютно. Много всяких интересных придумок, из которых самая занимательная - огромный метровокзал, висящий на уровне пятого этажа в башне. Метро заезжает в дом, как в пещеру, иллюминированную лампочками. Это весьма эффектно.
Вот так это выглядит в натуре. Эта подвесная линия - легкое метро без машиниста. Все поезда числом около 80 штук управляются с единого пульта управления телеметрическим способом. Система DLR (Docklands Railway) в Лондоне - самая развитая система легкого метро в мире. На схеме это такой паучок с шестью ножками, разбегающимися от этой подвесной станции. DLR перевозит 70 миллионов пассажиров в год. Еще одна интересная особенность этого метро - вагоны бегают в паре метров от окон жилых домов. Кажется, можно протянуть руку из окна поезда и дотронуться до окна какой-нибудь квартиры. Поезда практически бесшумны.
Станция DLR размещается внутри правой стекляшки.
Это вход в метро, а сама станция слегка видна справа. Она под стеклянной галереей. Там пять путей, между прочим, висят в воздухе. Но есть и обычное метро, подземное с циклопическим перроном. Такой огромной станции, как на Canary Wharf, как мне кажется, больше нет нигде в мире. Зачем это надо? Да просто сейчас в комплексе Canary Wharf работает, по моим представлениям, около 200 тысяч человек, а живет еще больше. В пять часов заканчивается рабочий день, и офисный люд бежит в пабы радостно пить пиво.
Паб "Смоленский" - довольно популярное место. Это сеть, в Лондоне таких пабов несколько. Я попытался разузнать историю названия, но не преуспел. Понятно, что с каким-то русским предпринимателем это название связано. Может быть, с тем самым бывшим олигархом Смоленским, главой банка "СБС-Агро"? Я не знаю. Внутри я был, кормыт вкусно.
Над пабом непрерывно плывет лента биржевых сводок. Даже пия пиво, нельзя расслабляться.
Фотография - странное дело. Я понятия не имею, кто эти два мужика и кто эта дамочка на предыдущем кадре. Но они мне теперь как близкие родственники. Смотрите, какие заинтересованные симпатичные лица. Вот что пиво с человеком делает.
Комплекс жилых и офисных зданий Canary Wharf, сфотографированный из окна квартиры, которую я там снимал, когда останавливался в Лондоне в последний раз. Заодно и разузнал, как выглядят новехонькие лондонские квартиры и сколько они стоят.
Красная колбаса, пробирающаяся среди зелени, и есть поезд системы DLR.
За забором строительство идет, поэтому такой бардак на первом плане.
Квартира у меня там была приличная, и дом был очень даже ничего. Но без изысков. Две спальни, большая гостиная, соединенная с кухней. Стоит такое жилье порядка 300-350 тысяч фунтов. Это много. Подъезд самый простой, чистый, но, опять же, без всяких излишеств. Лифт обычный. Парковка, конечно, подземная. На улицах машины не паркуют в культурных местах.
Я, естественно, не мог не сравнивать с Торонто. У нас цены примерно такие же, только в долларах, то есть в абсолютном выражении в полтора раза дешевле. Зато мы имеем намного больше радостей за эти деньги: мраморные холлы, шикарные лифты, тренажерный зал, гостиничные номера для гостей (не в вашей же квартире гостям ночевать, правда?), залы для приема гостей на события типа дней рождения, а также иногда бассейн, сауну, теннисные корты, мини-гольф и прочие удовольствия. Только что вертолетных площадок еще не строят. То есть в Канаде явно лучше в этом плане, чем в Англии. Пожалуй... в Лондон жить не поеду.
Закончу рассказ показом светофорного дерева.
Это абсолютно работающая штуковина. Она перемигивается и регулирует нечто, ведомое ей одной. Выглядит очень круто и необычно.
Последний взгляд на светофорное дерево от набережной Темзы.