Руанские хроники - часть 1

Apr 07, 2009 17:01


Руанский соборРуанские улицыРуанские церкви

Жанна д'Арк родилась в деревне Домреми в Лотарингии 6 января 1412 года. Дом, в котором она жила до своих 17 лет, сохранился в виде достаточно близком к оригиналу.




Вот он. Снимок найден на Википедии. Естественно, сейчас в этом доме музей.

То время было очень плохим для Франции. Столетняя война, начавшаяся в 1337 году, подходила к концу. Англичане практически полностью подчинили себе страну. Король Карл Шестой был слабоумным, и всевозможные наследники французского престола развлекались тем, что резали друг друга в попытках захвата власти. Когда Карл Шестой умер, все более или менее дееспособные наследники были уже убиты. Власть перешла к дофину (несовершеннолетнему королю) Карлу Седьмому, которому на тот момент было всего 14 лет, и править он не мог. В итоге этой монархической неразберихи после очередной большой резни за корону Бургундия и Нормандия присягнули на верность Англии. В Руане был оккупационный штаб. Париж вроде бы оставался французским, но полностью признавал власть английской короны. Город Реймс, в котором традиционно проходили коронации, захватили бургундцы. Таким образом, даже достигнув совершеннолетия, Карл Седьмой короноваться по-человечески не мог, а без того он королем не считался. Казна была пуста дочиста. Шайки английских солдат слонялись по дорогам Франции и грабили всех без разбору. Навестили они как-то и Домреми, и оставили о себе очень нехорошее впечатление у выживших жителей. Единственным крупным городом, который еще сопротивлялся, был Орлеан, расположенный в центре страны. В начале 1429 года англичане дошли и до него и начали блокаду. Они никуда не спешили, поскольку казалось, что у них в запасе века. И напрасно. При снятии осады Орлеана ярко вспыхнула звезда Жанны д'Арк, вот уже почти 600 лет с тех пор вдохновляющей рассказчиков и художников.


  


На всякий случай для совсем молодых читателей скажу, что слева кадр из знаменитого фильма Глеба Панфилова "Начало". Слова, которые говорит Жанна д'Арк в исполнении Инны Чуриковой, звучат в этом кадре примерно так: "О святые мои заступники, Катерина, Михаил и Маргарита! Почему вы оставили меня, почему не говорите больше со мной? Вы были со мной, чтобы вести меня к победе, но ведь вы мне нужны и в горе!"

На правом кадре картина, в оригинале висящая в центральной галерее музея Метрополитен в Нью-Йорке. Малоизвестный художник Жюль Бастиен-Лепаж, тоже родом из Лотарингии, нарисовал Жанну во дворе родительского дома. На заднем плане те самые святые Катерина, Михаил и Маргарита. В 1871 году после франко-прусской войны Лотарингия отошла к немцам, и Франция остро нуждалась в патриотическом символе. За Жанну ухватились и правые, и левые. Картина была впервые выставлена в 1880 в Париже и сразу попала в тему. И вот теперь каждый раз, когда я бываю в Метрополитене, я иду смотреть на картину с Жанной. В ней что-то есть, хотя лично мне кажется, что Жанна была не такая. На картине она слишком домашняя. Она не была домашней ни в коем случае.

Перекличкой двух половин моей жизни и двух континентов я воспринимаю эти два образа, кинематографический и художественный.

Примерно в возрасте 12 лет Жанна начала слышать голоса. Впоследствии в ходе судебного процесса над Жанной все нюансы ее жизни были тщательно запротоколированы и абсолютно нетронутыми дошли до историков. Это редкая удача. Хотя сама Жанна очень не любила рассказывать про эти голоса, кое-что удалось из нее вытянуть. По ее словам, это были очень сладкие голоса, внушавшие ей, что она рождена для того, чтобы спасти Францию. Она идентифицировала голоса со святыми Катериной, Михаилом и Маргаритой. С первого взгляда становится вроде бы очевидно, что это обычная шизофрения, возможно, обострившаяся после набега англичан на Домреми. Но, поскольку национальная героиня и святая никак не может болеть шизофренией, французы встают на уши, чтобы опровергнуть эту гипотезу. Например, указывается, что французский двор, измученный болезнью Карла Шестого, никак не допустил бы шизофреничку к руководству армией. Мол, на тот момент последний слуга знал о симптомах шизофрении не понаслышке, и такое не прошло бы незамеченным. Анатоль Франс полагал, что мы имеем дело скорее с религиозной экзальтацией. Он был безбожник, этот Франс, и пытался подвести под все материальный базис. Современая католическая церковь ставит вопрос гораздо резче, полагая, что Франс перепутал причину и следствие. Мол, сначала к Жанне натурально явились святые, а потом она сделалась до предела верующей. Действительно, Жанна была очень религиозна. Кроме того, голоса сказали ей, что для выполнения важной задачи по освобождению страны она должна оставаться девственницей. Впоследствии этот медицинский факт был подтвержден и доподлинно установлен на следствии. Поэтому Жанну д'Арк называют Орлеанской Девой. Для Франции подобное целомудренное поведение, да еще в такое время, было нетипичным.

Каким-то образом деревенская девушка Жанна была грамотна. Сохранились по крайней мере три письма королю, которые она написала собственноручно. Еще больше писем она надиктовала и поставила под ними подпись.



Вот такую. Наконец, у нее действительно был врожденный полководческий талант, умноженный на дар убеждения.

Говорит режиссер Глеб Панфилов (журнал "Искусство кино" №12 за 2004 год):

"Мне кажется, один из самых главных вопросов, была ли Жанна душевнобольной. Феномен голосов, которые слышит Жанна, ее видения - что это? Божий дар или следствие помрачения рассудка? Я считаю - это Божий дар."

На мой непросвещенный взгляд, эти споры вообще не имеют большого значения. Привиделись ли Жанне голоса святых, или она их придумала, или то были ее детские фантазии, неважно. Важно то, что она смогла убедить французов в своем предназначении. В возрасте 16 лет она сделала первую неудачную попытку пробиться к дофину с планами спасения страны. Ничего не вышло. Еще через год молва о девочке, разговаривающей со святыми, достигла резиденции Карла, и он послал за Жанной небольшой отряд. Абсолютно все историки сходятся на том, что этот поступок был жестом отчаяния. Чувствуя, что его песенка спета, Карл хватался за соломинку. Поскольку скакать на лошади в женском платье неудобно, Жанна переоделась в мужской камзол. При встрече с Карлом Жанна смогла произвести на него настолько неизгладимое впечатление, что он немедленно назначил семнадцатилетнюю деревенскую девицу руководить военным советом обороны Орлеана. Естественно, мужчины на службе не желали терпеть такого, с позволения сказать, военачальника. Интриги и заговоры против Жанны, несомненно, должны были бы привести к тому, что она вошла бы в историю в лучшем случае как анекдот. Но... лишенная нитей управления войсками, единогласно исключенная из совета обороны города, с небольшим отрядом преданных фанатиков, она нанесла несколько очень чувствительных поражений англичанам и единолично сняла осаду с Орлеана. После этого невероятного успеха ее положение резко изменилось. Ей было поручено руководить всей французской армией наравне с главнокомандующим герцогом Алансонским. Представляю себе, что чувствовал герцог. Однако почти сразу Жанна спасла ему жизнь, узнав через свою разведку о планах англичан по нападению на штаб. После этого герцог был заранее согласен на все ее предложения. Буквально за три месяца армия Франции одержала ряд блистательных побед. Был наконец освобожден Реймс, и в июле 1430 года Карл смог официально сделаться королем. Французы овладели Сен-Дени, и Жанна была уверена, что взятие Парижа уже было решенным делом. Однако англичане послали подкрепление. В ходе тяжелой битвы за Париж Жанна была ранена, но с поля боя не ушла. Тем не менее, с наскока взять Париж не удалось. Первая же военная неудача фактически переломала ее короткую жизнь. Наутро король послал ей приказ об отступлении и об отстранении от руководства армией. Он решил, что дальше он сможет справляться сам. Историки полагают, что больше всех против Жанны интриговал королевский постельничий по имени Ла Тремойл. Во Франции в средние века постельничие не только следили за гардеробом короля, но и выполняли роль госсекретаря. Тогда гардеробу придавалось столько же значения, сколько и высокой политике.

В последующие полгода Жанна участвовала во множестве второстепенных сражений. В мае 1430 года ей поручили снять осаду Компьена. 23 мая она попала в засаду и в плен к союзникам англичан бургундцам, конкретно к герцогу Люксембургскому. Тогда с пленными поступали просто: их продавали. Герцог, в чьем распоряжении оказалась Жанна, назначил за нее выкуп в десять тысяч ливров - уровень выкупа за герцога или графа - и был готов продать ее любому желающему. У семьи д'Арк таких денег, естественно, не было. Король Карл Седьмой платить деньги отказался. Казна пуста, и вообще - нечего и незачем. Несколько раз Жанна пыталась бежать из плена, но у нее ничего не вышло. Тогда специальным постановлением казначейства Британии эти деньги были выделены из госбюджета. Все документы и расписки в получении золота сохранились в английских архивах, в том числе и это указание о выплате выкупа герцогу Люксембургскому. Так Жанна оказалась в Руане.

История процесса над Жанной д'Арк могла бы составить отдельную главу, и по его материалам снят фильм. Я не ставлю своей задачей его подробное освещение. Вкратце, дело было так. Процесс финансировали англичане, но судьи все были французы. По политическим соображениям было решено сделать процесс религиозным. Судей трибунала - числом от 45 до 70 - рекрутировали из епископов и профессоров теологии Сорбонны. Значительная часть из них была принуждена угрозами и уговорами, но были и те, кто в самом деле полагал Жанну колдуньей. А как иначе объяснить ее дьявольский полководческий талант? А голоса? А умение управляться с суровыми вонючими мужиками? Тут все было явно не просто так. Руководил процессом архиепископ Руана по имени Кушон. Он находился в постоянном контакте с английской оккупационной администрацией и с нормандскими принцами, которые были особенно раздосадованы тем, что Жанна отбила Реймс. У них были свои планы по поводу коронации. Если бы им удалось вовремя убить дофина Карла, они могли бы претендовать на французский престол, а так ни Реймса, ни престола им не досталось. Короче, у всех были интересы, и эти разрозненные интересы сходились в одной точке: Жанна должна была умереть. Несмотря на изрядное умственное превосходство над своими преследователями и на грамотную теологическую защиту, никаких шансов у нее не было. Судебные баталии в основном велись вокруг схоластических материй. Самым сильным обвинением в ереси было то, что Жанна носила мужскую одежду. Слушания продолжались три месяца, с 21 февраля до 24 мая 1431 года. В конце концов Жанна подписала отречение от всех своих действий, убеждений и контактов со святыми и тем самым избежала приговора. История этого отречения неясна. В архивах сохранился подробный многостраничный документ без подписи, но свидетели утверждают, что в оригинале это была короткая записка, которую зачитывали всего около десяти минут. Вполне возможно, что отречение подделали позже в пропагандистских целях. Тем не менее, англичане были очень встревожены. Однако Кушон их успокоил словами "она от нас не уйдет". Почти сразу после суда Жанне подложили в камеру мужскую одежду, выкрав ее собственную. Когда она была вынуждена ею воспользоваться, ее вторично обвинили в ереси и 30 мая приговорили к сожжению на костре. Приговор был приведен в исполнение на рыночной площади Руана на следующий день. Жанне д'Арк было девятнадцать лет.




Еще один кадрик из "Начала".




На фотографии Рыночная площадь в наши дни. В центре большая современная церковь Св. Жанны. Крест перед ней - это то самое место, где она кричала "Крест! Дайте мне крест!" Эти кадры из фильма "Начало" абсолютно подлинные, так все и было по записям свидетелей. Самодельный крест из двух палочек протянул Жанне английский солдат из охранения.




Памятник Жанне в бетонной складке церкви ее имени. К сожалению, у меня самого этот снимок не получился, и я нашел его на вебсайте знатного путешественника по имени Galen R. Frysinger, www.galenfrysinger.com




Клумба точно на месте костра.

Островерхие крыши на заднем плане - современный рынок. В основном там сейчас торгуют морепродуктами. Наверно, теми же, что и 600 лет назад. Довольно интересно там побродить. Правда, снижается пафос.

После успешного снижения пафоса заглянем в церковь.




Я люблю современные церкви. Они очень фунциональны. Конечно, не Кельнский собор. А и не надо. Был бы верующим, ходил бы в такую. А может, из-за подобного рационалистического подхода я и неверующий.

В окнах настоящие витражи 16 века. Руан славен своими витражами с 13 века, и каждые сто лет витражная техника менялась. Считается, что в 16 веке руанские мастера научились делать самые насыщенные цвета. Эти витражи были принадлежностью церкви Св. Винсента, также стоявшей на рыночной площади. Во время налетов союзной авиации в 1944 году церковь Св. Винсента разрушилась до невосстановимого состояния. Но часть витражей каким-то образом уцелела и была позднее использована.










На последнем кадре с рыночной площади остатки фундамента церкви Св. Винсента. Церковь Св. Жанны справа. Если пройти по улочке вперед, будет дом-музей основателя французской драматургии Пьера Корнеля, автора пьесы "Сид". Она частенько упоминается в романах Дюма, например. В истории французской словесности Корнель эквивалентен нашему Фонвизину. Но в тот музей я уже не пошел.

Продолжение Руанских хроник

Европа, Франция, Руан

Previous post Next post
Up