Предыдущая серия Люксембургский сад
Когда гуляешь по Лувру, невозможно не отметить огромный Рубенсовский зал, в котором, в полном соответствии со вкусами живописца, очень много упитанных голых дядек, тетек и амуров парят в облаках с различными целями. На 13 коллосальных полотнах аллегорически расписана вся жизнь от рождения и почти до смерти французской королевы Марии Медичи, и она в той или иной форме присутствует на всех полотнах. В торце галереи сама королева - дородная дама лет пятидесяти с обнаженной грудью (одной) в позе дедушки Ленина на броневике изображает Правосудие. Пройти мимо такого зазывного плаката никак нельзя. Поневоле начинаешь выяснять историю появления этой художественной серии.
(Снимок взят с веб-сайта Olga's Gallery)
Мария Медичи, итальянка, вторая жена Генриха Четвертого Наваррского. Я сам изрядно запутался в этих женах, династиях и браках, к тому же, это ведь совсем не наша история. Но, как людям, массово узнавшим значение слов "мерси боку" из песенки в исполнении Боярского, нам неплохо познакомиться с хотя бы какими-то минимальными деталями того времени.
Знаменитая Королева Марго - Маргарита Валуа вышла замуж за будущего короля Генриха Четвертого (тогда еще совсем молодого короля Наваррского) по принуждению своей матушки, Екатерины Медичи. Генрих был протестантом, а Маргарита католичкой. Предполагалось, что этот брак утихомирит межрелигиозную рознь. Однако, уже на шестой день после свадьбы случилась Варфоломеевская ночь, и Генрих был вынужден удрать из Парижа. После этого Франция надолго утонула в религиозных гражданских войнах. Даже спустя 40 лет д'Артаньян с мушкетерами все еще добивал недорезанных гугенотов под Ла-Рошелью. Однако со временем так получилось, что Генрих оказался наиболее законным претендентом на престол, с чем католическая верхушка не могла смириться. Опуская ненужные подробности, сразу скажу, что Генрих Четвертый был храбрый вояка, умелый дипломат и мудрый государственник. К концу XVI века он практически отвоевал всю Францию, но так и не смог взять Париж. Тогда он сказал знаменитую фразу "Париж стоит обедни" и перешел в католичество. Это ему сразу помогло, и он получил корону. Генрих Четвертый оказался великим королем. Недогий период его правления, закончившийся через 12 лет с покушением ревностного католика Равальяка, был периодом бурного расцвета Франции. Однако личная жизнь у него не ладилась. В 1599 году Генрих развелся с Маргаритой и вскоре женился на Марии Медичи, которая отнюдь не была прямой родственницей его предыдущей тещи. Разветвленный флорентийский род Медичи исправно поставлял жен во все королевские дворы Европы. В браке с Марией Медичи у Генриха Четвертого родился сын - будущий король Франции Людовик Тринадцатый, покровитель мушкетеров и супруг Анны Австрийской. Когда Генриха Четвертого убили, Мария Медичи сделалась регентшей, но королевой она была паршивой и ухитрилась настроить всех против себя. Юный король подпал под влияние кардинала Ришелье и при первом же удобном случае отстранил свою матушку от власти. Все ее фавориты были или убиты, или арестованы. В качестве утешительного приза Людовик откупил большой участок земли на южной окраине Парижа и подарил его своей маме, чтобы ей было не скучно. Так появились Люксембургский сад и дворец. Исходно он назывался дворцом Медичи. Рубенса пригласили расписывать интерьеры дворца, и он выбрал жизнеописание хозяйки источником своего вдохновения. Впоследствии эти гигантские картины перекочевали в Лувр.
В 1638 году Мария Медичи покинула Францию и назад уже не вернулась. Она скончалась в Кельне в 1642 и похоронена в знаменитом Кельнском соборе.
В Люксембургском дворце сейчас заседает Сенат Франции, поэтому флаг на крыше. А сад... О, это чудо-сад. Я бы назвал его все-таки парком, сад у нас ассоциируется в основном с цветами. Очень красиво. Самое любопытное - невероятное количество скульптур по самым разным поводам и просто без оных. Мне еще повезло, когда я зашел в Люксембургский сад, там как раз проходила временная выставка современной скульптуры. Кто говорит издевательство - его дело. А мне нравится.
Большая латунная башка была установлена на аллее королев. Все статуи вдоль заборчика изображают королев Франции.
Перещелкивать всех королев вокруг башки просто было бы глупо. Их там очень много. Я решил ограничиться тремя самыми нам известными: Маргаритой Наваррской, Марией Медичи и Анной Австрийской.
Вот они рядочком слева направо ровно в названном порядке. Однако - упс - признаюсь, левая статуя не имеет отношения к королеве Марго. Это тоже Маргарита Наваррская, только другая, которая жила на 50 лет раньше. Там у них этих Маргарит, что донов Педро в Бразилии. Ну, ошибся. А что теперь, стирать, что ли? В конце концов, это не так уж важно. В другой раз пересниму.
Дамочки очень осанистые. Только Анна Австрийская производит несколько вертлявое впечатление. И не красивая она нисколько... Чего-то там ерунда какая-то происходила с этими алмазными подвесками. Я бы на месте герцога Бэкингема так бы из-за нее не парился.
А средней Марии Медичи скульптура льстит. Лицо похоже на то, что на полотнах Рубенса, но известно, что Мария Медичи была более чем упитанной дамой. Грех обжорства ей был хорошо знаком. Никакой корсет не мог бы сделать ей такую талию.
Прекрасный фонтан Марии Медичи. По замыслу, он должен был напоминать королеве фонтаны родной Флоренции. В оригинале он несколько отличался от того, что мы видим сейчас, но центральная скульптурная группа подлинная с 1630 года. Там смысл в том, что ревнивый и злобный циклоп Полифем решил приударить за нимфой-нереидой Галатеей. По легенде, Полифем настолько ошалел от любви, что даже постриг бороду и причесался садовыми граблями. Но Галатея предпочла паренька помоложе. На скульптуре изображен самый драматический момент этой истории: Полифем обнаружил ничего не подозревающих любовников. Сейчас он их грохнет обломком скалы. Просто ужас какой-то.
В пруду плавают золотые карпы невероятных размеров. Они высовывают из воды чмокающие мордочки навстречу любому, кто захочет их покормить.
Оно же, но поближе. Я намеренно оставил в кадре этого паренька с Макбуком.
Так, покончив с историей и мифологией, перейдем к более нейтральным темам. Я просто гуляю по аллеям. Всего не перефотографировать, а, если и сфотографировать - в репортаж не упихать. Заснете просто. Поэтому я щелкал только те статуи, которые мне нравились более всего.
Это памятник великим французским деятелям культуры - всем чохом. Каждая маска кого-то изображает. Мальчик держит в руках маску Гюго, а по кругу идут Бальзак, Делакруа, Берлиоз и прочая и прочая.
Когда-то вместо широкой аллеи на этом месте был летний театр. Эта скульптура стояла перед входом. Она называется "Актер, репетирующий текст". На заднем плане Пантеон.
Жорж Санд и Шопен. Вообще, в Люксембургском саду есть памятники если не всем, то многим. Бетховен, Массне, Бодлер, Ватто, Монтескье, Сент-Бев - всех даже не перечислить.
Вот, например, прекрасный очень выразительный памятник Стефану Цвейгу.
Памятник художнику Делакруа. Чем-то он похож на Козьму Пруткова, вы не находите? Но рисовал Делакруа классно.
Эти двое - самые обычные Гераклы. Мне, кстати, нижний больше нравится. Он такой, непростой. В отличие от верхнего. (Напоминаю, в Люксембургском саду проводилась выставка современной скульптуры, так что мне некоторым образом повезло).
А это оригинал Статуи Свободы. Ее гигантская копия была подарена Нью-Йорку, кажется, в 1876 году. Нет, в 1886. О, у нее потрясающая история. Статую придумал скульптор Бартольди. На моей фотографии действительно оригинал фигуры, вот только предполагалось, что она будет стоять не в США, а в Египте. Это должен был быть гигантский маяк перед входом в Суэцкий канал. Одеяния статуи совпадают с одеждой египетских женщин-феллахов. Египетскому правителю проект понравился, но он не нашел на него денег, и тема была похоронена. Затем в 1870 году появилась идея подарить что-нибудь от Франции на столетие независимости США. Бартольди соответственно подрихтовал фигуру и предложил ее в качестве дара. Была организована массированная кампания по сбору средств, которую возглавил композитор Гуно. В натуральную величину статую изготавливал инженер Эйфель, причем элементы статуи собирались на Марсовом поле ровно там, где сейчас стоит Эйфелева башня. Предполагалось, что процесс закончится через шесть лет, но он затянулся на все шестнадцать. К 1876 году была готова только рука с факелом. Что делать, подарили одну руку. Десять лет до прибытия всех остальных частей эта рука стояла на Манхэттане. Затем эту статую долго везли, собирали, монтировали, в общем, это был процесс. Любопытно, что маяк в форме Статуи Свободы защищен патентом. Бартольди получил патент на статую в 1879 году. Насколько я понимаю, патент означает, что копий статуи больше быть не может, во всяком случае, в виде маяка.
Тем не менее, представьте мое изумление, когда я обнаружил в церкви Санта Мария де ла Кроче во Флоренции еще одну Статую Свободы. Не совсем такую, но очень похожую. Правда, она там называется иначе и стоит на могиле какого-то достойного человека по имени Никколини. Оказывается, флорентийцы убеждены, что Бартольди слямзил идею у них. Флорентийская статуя действительно примерно на десять лет старше. Самого Бартольди уже не спросишь, а явных доказательств у жителей Флоренции нет. Им просто приятно так думать. Но мне лично кажется, это довольно редкий случай художественного совпадения.
Флорентийская статуя, разумеется, присутствует в моем
репортаже из Флоренции.
Памятники Верлену и Ватто. Неподалеку от памятнику Ватто стоит памятник графине Софии Ростопчиной.
Найти сведения о нашей соотечественнице, которой установлен памятник в Париже, было непросто. На русском языке о ней почти ничего не написано. Оказывается, Ростопчина была известной детской писательницей XIX века, своего рода Астрид Линдгрен. У нас на слуху эта фамилия благодаря ее дальней родственнице Евдокии Ростопчиной, современнице Вяземского и Пушкина, подруги Карамзина и прочее и прочее. А во Франции Ростопчину знают по фамилии мужа Сегур. Она умерла и похоронена в Бретани. На французском книги Ростопчиной-Сегур издают до сих пор, но в России ее не читают.
А этот памятник навскидку тоже принадлежит к временной выставке современной скульптуры. Так? Ничего подобного. Это постоянно стоящая скульптура "Поэт" работы довольно известного, оказывается, скульптора Осипа Цадкина. К стыду своему, ничего о нем раньше не слышал. Во Франции этот скульптор довольно известен, есть даже его мемориальный музей рядом с Люксембургским садом. Родился Цадкин в Витебске, как и Марк Шагал, но скульптором считается французским, поскольку с очень раннего возраста жил в Париже и в нем же и умер относительно недавно, в 1967 году.
А сама скульптура посвящена поэту Полю Элюару, близкому другу Цадкина, и она была создана через два года после смерти Элюара.
Зато эта скульптура и правда временная. Она стояла недалеко от Гераклов.
И наконец, дивная, дивная скульптура "Ноги". Крутить медленно! Такая композиция, когда все при всем - редкая удача.
Поначалу скульптура мне не понравилась настолько, что я вообще ее не сфотографировал. Ушел из сада, сел на автобус. Автобус ехал мимо ворот сада. Я еще раз подумал "надо бы сфотографировать "Ноги". Вышел из автобуса, вернулся в сад. Voila! Наслаждайтесь.