Флакон памяти

Sep 27, 2011 22:22

Старые белые «Жигули» везут нас по узкому шоссе на летнее деревенское житье. Вот мы въезжаем в деревню. Обогнув небольшой заросший прудик, останавливаемся возле сурового вида забора с тяжелой чугунной колотушкой. Удивляюсь большой деревянной перекладине - засову. Заходим. Внутри все деревянное, темное - резные ставни, дремучий полисадник, заросший малиной, скрипящие ступени веранды. Старинному хозяйству уже более века, а его хозяйке немногим меньше.
Я сплю на веранде, на очень высокой кованой кровати с шишечками. Матрасы здесь называют перинами, а пышные подушки днем аккуратно прикрываются белыми кружевными салфетками. Пахнет деревом и отсыревшей штукатуркой, что, как ни странно, приятно. Перед сном и в дождливые дни бабушка Т. читает мне вслух историю Клеопатры. Она страстно обожает шоколадные конфеты и захватывающие истории о роковых красавицах, так что мы с ней отлично ладим.
Встаем мы не слишком рано - Т. любит понежиться. Бабушка Таня, ее свекровь, печет толстые ноздрястые блины небывалой вкусности, которые положено поливать вишневым вареньем и запивать сладким черным чаем в больших сколотых стаканах. Готовит она по-деревенски, только на печи, как привыкла с юности. Печь в доме огромная, беленая. За темной чугунной створкой на петлях полыхает огонь, и от таинственного треска деревянных сучьев становится как-то сладко и страшно.
Днем мы выходим на опушку леса с ракетками для бамбинтона и пушистым перьевым воланом. У нас также есть мяч и ракетки для пинг-понга. На опушке живут смешные кузнечики, которые меня очень интересуют. Я ловлю их в стеклянную банку, внимательно разглядываю и выпускаю на волю. Если немного углубиться в лес, можно найти больших мохнатых гусениц - изумрудных, лиловых, золотых… Я одержима идеей увидеть волшебное превращение в бабочек. Сажаю бедняжек в банку, заботливо кормлю их свежей травой и жду. Увы- они и не думаю сворачиваться в куколок, а вскоре и вообще перестают подавать признаки жизни - приходится выпускать.
Наше с бабушкой Т. ежедневное развлечении - поход в деревенский магазин. Мы покупаем по два сдобных рогалика в сахарной пудре и идем на единственные в деревне качели. Я качаюсь, бабушка Т. придумывает для меня историю, а наши рогалики делают наслаждение совершенным.
Вечером мы сидим в комнате бабушки Тани и на старинных засаленных картах раскладываем пасьянсы. Бабушка Таня объясняет мне значение карт . Десятка - хлопоты, семерка - дальняя дорога…Мне нравится бубновая дама, светловолосая юная красавица. Ее жених - крестовый валет, но ее добивается злой король пик. Когда в моем распоряжении отказывается колода, я разыгрываю настоящие спектакли. В комнате много интересных предметов. Имеется старинный шкаф с мутным пузырчатым зеркалом внутри - там бабушка Таня хранит свои наряды. На стене - два картины. Первая представляет собой изображение улыбающейся красавицы-цыганки. Голова ее покрыта красным платком, окаймленным поблескивающими в вечернем свете настоящими монетами. Цыганка пленяет мое воображение. Я прошу рассказывать про цыганок, и обе женщины вспоминают разные истории. Вторая картина написана маслом. На ней - худенькая голубоглазая девушка и юноша в военной форме. Это сама бабушка Таня и ее муж Иван- их перед войной написал на заказ один рязанский художник. Меня эта картина одновременно и интересует, и смущает - я знаю их историю. Муж ушел на фронт, оставив жену с маленьким сыном. Война закончилась, но он так и не вернулся - остался с фронтовой подругой. Драматизм ситуации состоит в том, что родители мужа живут от бабушки Тани через стенку - дом был когда-то поделен на две части, и на протяжении долгих лет бедная женщина наблюдала своего неверного возлюбленного, когда он с новой женой приезжал навестить родителей. Пряталась, боялась показаться на глаза. Замуж она больше не вышла. Бабушка Таня моего детства- маленькая молчаливая старушка с глубокими лучистыми морщинками вокруг голубых глаз. Я внутренне возмущаюсь - зачем она не сняла картину!
Так мы живем все лето. Пару раз меня навещают родители, и мы ходим купаться на речку Старицу, где песчаный пляж и красноватая чистая вода. Иногда из города приезжает дедушка Т. С ним мы ходим на рыбалку, в которой мне очень везет. Из большой кучи торфа мы наковыриваем червей и отправляемся на маленький прудик ловить ротанов. У меня все время клюет, и мое ведерко пополняется рыбой - это угощение для рыжего кота бабушки Тани. Соседская девочка завидует моим успехам и, улучив момент, тайно выливает часть моей рыбы обратно в пруд. Дедушка Т.видит это и улыбается.
Дедушка Т.- грибник. Мы идем в резиновых сапогах по толстому настилу из длинных сосновых иголок. Пахнет свежестью, высокими облаками и хвоей. Здесь и там возвышаются муравейники, кишащие длинными рыжими муравьями, в которые нужно помещать очищенные ветки, а потом пробовать их на вкус - муравьи выделяют приятный кисловатый сок. Ветки орешника годятся для отмахивания от комаров, а самый лучший королевский гриб - Белый Польский. Мы приносим добычу бабушке Тане, и она готовит их вкусно с картошкой.
Однажды под влиянием прочитанной книги мне является идея изготовить духи. Бабушка Т. предоставляет мне пузырек от лекарства из темного коричневого стекла. Решено, что лучшие духи стоит изготавливать из роз, но как назло они у нас сейчас не растут. Тогда бабушка Таня с загадочным видом выходит за дверь. Мы выглядываем в окно и видим, как она, с неожиданной ловкостью забравшись на забор, выдирает большую пышную ветку с розового куста своих бывших свекров и с очень довольным видом спешит обратно. Я до сих пор отчетливо помню, какой благодарностью наполнилось в тот момент мое сердце. Я долго и тщательно давлю чайной ложкой белые бутоны и выжимаю из них несколько капель, которые торжественно помещаю в свой пузырек. Пахнут мои духи превосходно, хотя к ним и примешивается слабый запах лекарства.
Я думаю, что зря тогда не проследила за тем пузырьком с духами- вот если бы я их сохранила, можно было бы и теперь открыть их и снова ощутить аромат места, которого уже нет, и представить людей, которых много лет как не стало.

лето, родные, детство, память

Previous post Next post
Up