20 августа 2014 года трагически оборвалась жизнь Антона Буслова. В тот день я находился за городом и узнал об этой страшной новости от друзей лишь на следующий день.
Монжо было бы ограничиться сухими словами наподобие «это большая потеря», но в таком случае лучше вообще промолчать, чем браться за перо.
Лично для меня Антон был другом, который поддерживал меня во многих ситуациях… Для транспортного сообщества это был замечательный эксперт, который стал медийной персоной, донося до широкой аудитории альтернативные точки зрения по устройству транспортных систем. Он популяризировал множество правильных идей, которые уже сегодня ложатся в основу транспортных инициатив большинства крупных городов России, и, в дальнейшем, безусловно будут востребованы.
Что до меня, то наше с ним знакомство состоялось в начале 2008 года. В то время он занимался воронежским транспортом и модерировал соответствующий раздел на форуме общественного транспорта. Контакт начался с того, что мы заочно обсудили детали акции, посвященной 82 летию воронежского трамвая и последующую работу.
В августе того же года Антон приехал в Воронеж для того, чтобы выступить на публичных слушаниях по проблеме развития городского транспорта (обсуждался генеральный план развития города). Именно в тот солнечный, жаркий день мы встретились первый раз очно, будучи уже хорошо знакомыми людьми, - он, двадцатичетырехлетний аспирант и я, четырнадцатилетний школьник… Как сейчас помню забитый до отказа Дом архитектора и нашу скромную группу поддержки из четырех человек, которые едва смогли устроиться на задних рядах галерки. Я отдал Антону диктофон, однако записался лишь фрагмент его речи (
эту запись я размещаю на открытой для всех стене группы «Город и транспорт» Вконтакте). Публика, состоящая из горожан разного достатка и возраста восприняла его благосклонно - аплодисменты не стихали еще долгое время после финиша доклада.
После той встречи мы частенько созванивались по телефону и всякий раз, когда он приезжал в Воронеж, встречались. Последний раз на воронежской земле мы встретились в ноябре 2012 года - тогда шли обсуждения рабочей группы по концепции развития городского транспорта, и при моем участии было организовано специальное заседание группы, где Антон выступил экспертом. На той встрече отдельное внимание он уделил вопросу строительства ЛРТ.
За пару месяцев до этого совещания в моей жизни случился крутой поворот - переезд на учебу в Москву, и осенью 2012 года, незадолго до отъезда Антона [в Нью-Йорк] мы встретились с ним в Коломенском. Гуляли около трех часов, и та прогулка серьезно повлияла на меня, как и вообще все общение с Антоном. Можно сказать, что он оказал на меня достаточное влияние в период личностного становления (14-20 лет).
После этого у нас были две или три небольшие встречи по сугубо деловым вопросам, в том числе довелось послушать его
лекцию, после которой мы прогулялись до ближайшей станции метро. Судьба распорядилась так, что это была наша последняя встреча. Следующие два года мы общались только по скайпу и почте.
Я знаю, что Антон был примером для многих людей: это и начинающие общественные деятели, и тяжелобольные люди, и здоровые, обычные люди.
Зачастую мы лишены возможности сталкиваться с такими людьми лично - по работе или в дружеских отношениях. Мне хотелось бы, чтобы у каждого на его жизненном пути произошла встреча с таким человеком, как Антон. Идеально - если такая встреча произойдет в молодом возрасте, когда наши помыслы чисты, а умы открыты для восприятия свежей информации. В молодости у нас еще нет идеологических фильтров, большого жизненного опыта, поэтому мы открыты всему новому, легки на подъем, и зерно, брошенное в благодатную почву даст свои плоды.
На примере Антона мы видим, что надо быть активными, уметь отстаивать свои идеи, стремиться менять себя, страну и мир к лучшему. И те идеи, которые Антон водрузил на свое знамя, не забыты. Сегодня есть кому их нести. И я твердо убежден, что все его проекты (в том числе транспортные) будут доведены до конца.
P.S. 10 лет назад - в августе 2005 года Антон Буслов, молодой студент физического факультета, основал первую общественную организацию «Воронежцы за трамвай».