Jun 05, 2010 12:48
Кстати, на конференции был доклад Татьяны Бородай "Воображение и богопознание: от античности к новом времени".
Изюминкой доклада был текст XIV века, приписываемый Бонавентуре (но принадлежащий явно не ему), открытый лет тридцать назад на Западе, и переведенный с латыни на русский автором доклада. Ценность этого текста в том, что похоже это один из самых ранних памятников, в котором описываются систематические упражнения по размышлениям (медитациям) над евангельскими текстами с использованием воображения, которые стали так популярны на Западе со времен "Духовных упражнений" Игнатия. Самое главное, что похоже это вообще самый ранний текст на сегодняшний день, где встречается теоретическое обоснование такой практики.
Насколько я понял, изначально такая практика была введена в качестве пастырского приема. Текст обращен к молодой монашке, которая малограмотна и не очень умна (так в тексте), чтобы заниматься созерцанием подобно богословам и философам. Практика воображения в деталях евангельских сюжетов представляется как способ вовлечения в жизнь евангельских героев, как некоторый способ богообщения.
Автор доклада упомянула, что в XIX в. Игнатий Брянчанинов подверг этот метод критике, как не соответствующий святоотеческому подходу. Однако как заметил на конференции высокопреосвященный Каллист (Уэр): даже в "Добротолюбии" встречаются два метода. И воображение используется активно, например, прп. Марком Подвижником.
богословие,
конференции,
Евангелие,
духовная практика