Человек, в отличие от животного, рождается ещё не тем, кем он может и должен быть (разумным существом). Его потенция актуализируется только в обществе, посредством приобщения к коллективным ценностям - языку, традициям общежития, представлениям о мироздании и собственном предназначении, материальным и нематериальным артефактам... Главная функция культуры как самовоспроизводящейся системы ценностей - пробуждать и развивать надприродные, «спящие» потребности, способствовать возрастанию членов общества «от человекообразия к Человечности».
Любые национальные культуры - это производные единой человеческой цивилизации и отражаясь во множестве характеров народов (в их мировоззрении, в их духе) общечеловеческая культура совершает «путь от замкнутого единства через раскрытое множество к раскрытому единству».
Отличия отдельных культур заключаются в комплексе желаний, которые они способны возжечь в человеке, а значит - в системе ценностей, которую они создают и транслируют.
Несмотря на то, что человек отличается «безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению», все они принципиально разделяются на две группы - чувственные (природные) и духовные, каждое из которых порождают соответствующие им ценности. Это различие даёт основание типологизировать культуры исходя из доминирования той или другой группы ценностей. Результат такого анализа в целом совпадает с общепринятым традиционным разделением на «консервативный Восток» (как исток и хранитель религий и искусств) и «инновационный Запад», славящийся достижениями наук и технологий.
Сегодня преобладают такие критерии «развитых стран», как экономическое благополучие, техническая мощь, упорядоченность социальной жизни, отлаженность коммуникаций, доступность различных благ
- всё, чем гордится современная чувственная цивилизация Запада. Русское мировоззрение с этих позиций оценивают, как враждебное мировому порядку, как отсталую азиатчину, мнящую себя наделённым «особенной статью» Богоносным народом, но в реальности представляющую лишь поле неудачных социальных экспериментов, тормозящих всякое развитие.
Призывая все народы к подражать себе преуспевающий западный мир демонстрирует своё превосходство над «заблудшим» Русским миром, как бы говоря:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
Превосходство взращённого на европейских ценностях общества потребления - в великолепной способности отвечать природным, филистерским запросам человека (грубо говоря - «хлеба и зрелищ!»), низводя на периферию высшие ценности духа. Это - показатель вовсе не передовой, а весьма слабой, деградирующей культуры.
Идеационный Восток, сберегая традицию, сохраняет и главное достоинство культуры - способность пробуждать высшие потребности, сковывая ими животную разнузданность. Созданные Восточными народами художественные артефакты, остаются непревзойдёнными по масштабам и богатству, на их фоне бледнеют остальные страны света.
Культура осуществляет своё подлинное предназначение во всей полноте и силе, когда раскрывает до конца все потенции человека, поднимает его в самоактуализации «к воистину Божественным пределам». Перфекционизм Русского умонастроения (убеждённость в том, что Идеал может и должен быть достигнут) - это хотя и нематериальное, но не менее очевидное свидетельство наличия потребности в сознании абсолютного величия человека. Эта наивысшая потребность высокоразвитой личности (наиболее ярко проявляющаяся в русском характере) приводит с собой такие ценности, которые трудно обнаружить в любой другой культурной среде: достоинство, служение, братство, коллективизм, воля, великодушие, бескорыстие, жертвенность, справедливость, соревновательность…
Подлинное достоинство и, как ни парадоксально, неотрывные от него патернализм и служение проистекают исключительно из преклонения перед абсолютным величием, которым наделён Человек. Видение возможности этого величия в себе и в другом, позволяет преклоняться и самоотверженно служить Ему, не теряя собственного достоинства.
Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю,
Я раб - я царь, я червь - я Бог! - таково Русское самоощущение.
Иные культуры, если и поднимают до осознания значимости человека, то лишь относительной, поэтому в их рамках ничто в людях не заслуживает поклонения и место достоинства занимают «права человека», а место служения и патернализма - подчинение и покорность.
Завершающаяся самоактуализация русского сознания позволяет прозревать такую же потенцию в любом другом человеческом существе, «стать братом всех людей», как определил русский пророк Достоевский. На Русском культурном поле невозможно вырастить такие мировоззрения, как нацизм и расизм, делящие людей на свехчеловеков и недочеловеков (к чему склонен западный дух), а также замкнуться в себе и быть безучастным к судьбам братьев-человеков на других концах Земли (склонность восточного духа). Отсюда же проистекают русская безграничная экспансивность, мессианская устремлённость, озабоченность мировыми проблемами, а не обустройством своего бытия. По словам Русского правдоискателя Льва Толстого, «для бессмертной души нужно такое же и дело бессмертное, как она сама. И дело это, бесконечное совершенствование себя и мира - и дано ей».
Всемирное братолюбие также придаёт самоценность подлинному коллективизму, или общинности. Солидаризм имеет место во всякой культурной среде и обладает значимой ценностью, но в культурах чувственного, потребительского типа он имеет инструментальную ценность, порождаемую генетическими потребностями природных людей (это подтверждается западным отношением к государству как средству благополучия граждан). В восточных культурах коллективизм носит локальный, практически трайбалистский характер.
Вскормленный Русской культурой нравственный радикализм, наполняет привычные ценности Запада высоким духовным содержанием, принципиально преобразуя их: конкуренцию - в соревнование (ревностное служение), право - в честь (честное слово), «свободу человека» - в добровольность (добрую волю), снисхождение - в великодушие и милосердие; ценности Востока - примиряет с природными потребностями человека.
Воспроизводство на протяжении веков наивысшей, не усвоенной никакими другими цивилизациями, но доступной каждому общечеловеческой ценности даёт силу Русскому миру быть не только устойчивой интегральной культурой, включающей в себя общие всем человекам ценности как Запада, так и Востока, но быть «лицом» всей земной цивилизации, её полнотой и её центром. Нельзя не согласиться с остроумным замечанием нынешнего русского Президента: «Это не Россия находится между Востоком и Западом. Это Восток и Запад находятся слева и справа от России».
Систему русских ценностей с полным правом можно определить как завершённую систему ценностей всечеловеческих (поэтому можно сказать: «поскреби настоящего Русского и найдёшь кого угодно»).
Таким образом осмысленная Русская культура - это единственное основание для любого рода общей конструктивной деятельности человеческой цивилизации во всякой сфере. В ретроспективе мы можем наблюдать её плоды в предельно синтетическом языке, в воспринявших всё ценное от других народов соборных традициях, в интеграционном имперском строительстве, в симбиотическом мультирасовом и мультирелигиозном сожительстве народов, в глубокой литературе и новаторском искусстве. Задача ближайшей перспективы - показать её мощь также в самой значительной из духовных сфер - науке.
Подлинно Русская наука, будучи произведением духовной культуры народа не может не выражать её совершенную полноту, причём не только экстенсивную - как система наук и как система научных систем, но, что самое важное, интенсивную - познаваемость и познанность абсолютной истины.
Чтобы не забывать о той ответственности, которая лежит на нас - переносчиках Русских ценностей, напомню слова Суворова: «Природа произвела Россию только одну - она соперниц не имеет».