Санкт-Петербург. Реконструкция Невского проспекта.

Nov 27, 2022 21:03



О реконструкции Николаевского вокзала много говорили еще до Великой Войны. Старое здание уже не соответствовало требованиям времени. Главный вокзал столицы требовал расширения. Да что греха таить, город хотел куда более современное, монументальное внушающее здание.
Перед войной городское самоуправление проводило конкурсы. Уже формировалась концепция перестройки вокзала, отбирались наиболее интересные решения. Увы, затем стало не до реконструкции.
Очередной подход к проблеме городская дума инициирована в начала 20-х годов. К сожалению, все вылилось в бесконечные обсуждения. На первом месте стояли развитие Корпусного участка и строительство метро. Вновь о реконструкции вокзала вспомнили в 1928м году. На этот раз с подачи городского архитектора вопрос увязали с еще одной проблемой города.

Если внимательно посмотреть на карту Петербурга на начало 20х годов, видно: главная городская артерия Невский проспект фактически простирается от Дворцовой площади и Александровского сада до Знаменской площади. Дальше он сужается, за Знаменской площадью раздваивается на сам Невский и Гончарную улицу. Заканчивается Невский тупиком Александроневской площади у одноименной лавры. В годы оные этого было достаточно.
Однако, на сужение проспекта наложилась еще одна проблема - слишком мало мостов через Неву. Назрел вопрос развития Охтенского участка и связанности с гидроаэродромом Клочки. Да, продолжение Невского через Неву напрашивалось само собой. Но при эскизном проектировании и анализе транспортных потоков рисовалась грандиозная пробка от Калашниковского до Шлисельбургского проспектов. Здесь напрашивалась реконструкция Монастырского моста.
Все вышеуказанные проблемы вроде бы возникли сами собой, независимо друг от друга, но образовали целый клубок сложностей. К чести градоначальника и городского главы, решать рубить этот узел решили комплексно и за один раз. Проект реконструкции в эскизе утвердили на высшем уровне, а уже затем открыли конкурс.

С начала 1929 года город выкупает дома на участке между Невским и Гончарной. Объявляется конкурс на план реконструкции района, одновременно ищут строителя на проект Георгиевского моста (продолжение Невского проспекта).
С мостом все проще. Побеждает Невский завод. Проект без особых изысков. Металлическая ферменная конструкция с подъемным пролетом. Из альтернатив интересен проект конструкции из напряженного бетона. Весьма смелое решение для первой половины века. Увы, у архитектурного совета возникли вопросы к корректности расчетов моста.
Аванс завод получил в ноябре 1929 года. С этого момента зафрактовали краны, баржи, оборудование для кессонов. В цехах завода начали клепать фермы. Кессоны устанавливали в феврале-марте 1930 года. Для этого специально намораживали и армировали тросами лед, чтобы он выдерживал технику. К монтажу пролетов приступили весной 1931го года. Первоначально планировали строить мост надвижкой пролетов с берега домкратами, но в процессе работы технологию переиграли. Выяснилось, что проще готовые секции собирать на стапелях судостроительного отделения завода и спускать на баржах к месту строительства. Далее секции монтировали плавучими кранами.
Работа шла спокойно, без особых происшествий. График выдерживался. Пешеходный участок моста открыли для движения в 33м году. На следующее лето мост сдали в эксплуатацию. В качестве испытания по мосту прошла колонна штурмовых танков. К слову сказать, делалось это в качестве своего рода парада в честь открытия моста на радость горожанам. Настоящие испытания на статику провели раньше. Мост спокойно выдержал полуторную нагрузку.
Что можно сказать? Обычное инженерное сооружение эпохи. Длина моста с береговыми участками почти километр. Ширина 46 метров. Подъемный участок из двух крыльев. Длина пролета 64 метра. Опоры моста железобетонные с гранитной облицовкой. По центральной линии моста идут трамвайные рельсы.
С реконструкцией Невского проспекта и Вокзала все вышло интереснее. Все предложенные проекты не прошли отбор. Ни один не отвечал требованиям конкурса. Наконец, решили собрать наиболее интересные элементы из проектов и скомпилировать. Тогда дело пошло. Начали с реконструкции Николаевского вокзала. Проект вызвал много споров. Дошло дело до петиций к градоначальнику и даже к царю. Многим не нравилось желание архитекторов полностью перестроить старый полюбившийся многим старинный вокзал. Однако, дух времени взял свое. Старый корпус пошел под снос.

К работам приступили в 1930м году. Выиграло модерновое сооружение, здание из стекла, стали и бетона. Новый вокзал должен был олицетворять собой современный, устремленный в будущее город. Это фасады без избыточного тяжелого декора, высокий цоколь, просторные залы, крытый перрон со светопрозрачным перекрытием из армированного плексиглаза.
Проектировщики думали не только о красоте, но и об удобстве пассажиров. Со стороны бывшей Гончарной улицы построили крытую парковку. Здание вокзала соединили подземным переходом со станцией метро «Знаменская площадь». Одновременно с реконструкцией вокзала убрали и перенесли за Обводной канал товарную станцию. Освободившиеся площади отдали под частную застройку.
Обновленный вокзал во всей своей красе предстал перед горожанами в 1934м году. На открытии здания присутствовали император и цесаревич с семьями. Главный вокзал города полюбился жителям. Особую популярность приобрел ресторан на втором ярусе с видом на Лиговскую улицу. Немало трогательных встреч и трагичных расставаний помнят стены этого почтенного заведения. Немало интереснейших историй передается по наследству половыми. Немало известных и просто интересных людей побывало в этом заведении.
Так, модная писательница Дарья Донцова половину своего «Петербургского цикла» написала за столиком у третьей колонны от входа долгими зимними вечерами. Да, сия знаменитая дама часто бывала в Петербурге, что интересно, предпочитала комфортные купе поездов Николаевской дороги автомобилю, или самолету. По воспоминаниям госпожи Донцовой, в поезде хорошо работается, а стены вокзала сами подсказывают интереснейшие истории. Их надо только услышать и записать.
В том же 1930м году расширили Монастырский и Архангелогорский мосты. Монастырский оказался «везучим». Его уже меняли на бетонный в 1923м году. И опять пришлось перестраивать. В 1930м году не экономили, мост подкрепили, усилили и расширили до 50 метров. Таким образом, он стал частью новой набережной Монастырского острова.
По подобной схеме перестроили Архангелогорский мост. Он стал железобетонным шириной 24,5 метра. Оба моста сразу проектировались на автомобильное и трамвайное движение с отбеленными от проезжей части пешеходными дорожками.
Как выше говорилось на левом берегу Невы по обоим сторонам Георгиевского моста устроили обширную эспланаду. Берега Невы одели в гранит, берег выровняли и подняли. Получилась великолепная набережная, ставшая продолжением ансамбля Александро-Невской площади.
С Невским проспектом провели эксперимент. Дома между проспектом и Гончарной улицей снесли. Освободившееся пространство стало продолжением Знаменской площади. Посреди расширенного участка проспекта разбили бульвар. Проезжую часть расширили, переложили трамвайные пути. Под дорогами построили подземные пешеходные переходы.
Рассказывают, проектировщики и архитектурная комиссия долго не могли выбрать между надземными и подземными переходами. Ода варианта имели свои положительные стороны и недостатки. Перед главным финальным совещанием городского голова имел несчастье съездить на Путиловский завод, где еще раз воочию созерцал нависшие над улицами эстакады линии метро. Вердикт главы был однозначен: «Закопать к собачьей матери!». Благодаря этой фразы подземные переходы под Невским приобрели народное прозвание «Собачьих». По другой версии, название родилось из-за бродячих собак, полюбивших укрываться от непогоды в переходах.
На этом градостроительный зуд городской Думы не утих. Под шумок подвинули пару домов на углу Невского и Суворовского проспектов. Таким образом расширили перекресток, придали ему новый вид.
Работы на Невском и Александро-Невской площади завершили в 1933м году. Еще год доделывали эспланаду и подъезды к Георгиевскому мосту. Гончарный бульвар улучшил вид города. С годами посадки разрослись. Сейчас в самом центре города посреди потока машин лежит уютная прогулочная зона. Горожане могут отдохнуть от шума и суеты, насладиться видом газонов и цветников, отдохнуть на скамейках в тени раскидистых дубов и лип.
На самой аллее с видом на Знаменскую площадь стоит памятник Александру Павловичу Балку, проработавшему сначала Петроградским, а затем Санкт-Петербургским градоначальником с 1916 по 1932-й годы. Этот человек много сделал для города. С именем балка связаны проекты строительства новых районов, реконструкций 20-х годов. Именно Балк поддержал и провел в жизнь решение Николая строить третью линию метро.
Благодаря новому мосту горожане сильно сократили дорогу к гидроаэродрому. А на 20-30е годы гидроавиация успешно конкурировала с колесными самолетами. Вырос спрос на участки в Малой Охте. Застройщиков привлек правый берег Невы.
Расширение Невского проспекта и реконструкция Александро-Невской площади улучшили пропускную способность этого участка. Вновь возродилась идея Царского городка. Только в отличие от первоначальных оптимистичных идей города-сада, на земли Глухо-озерной фермы в середине 30-х пришли коробки «Майской застройки». Стиснутый между заводами, складами, топливными парками участок мог привлечь жителей только очень низкой ценой аренды. Но и это уже хорошо. В Петербурге до самых 40-х наблюдался ощутимый дефицит жилья, теснота и неустроенность рабочих призаводских кварталов стали притчей во языцех.

Оригинал статьи
https://dzen.ru/a/Y4OgKDYv7BFxnw_O

МЦН, ВОВ

Previous post Next post
Up