«Новый Петербург» идея комплексной застройки острова Голодай проект сложной судьбы. Сейчас с высоты прошедших лет кажется чудом, что его вообще вытащили. Началось все в далеком 1899м году. Объявившее о строительстве нового района товарищество скупило почти весь Голодай и часть Васильевского острова до Гавани и Смоленского кладбища. На огромном участке планировали построить до 600 домов под защитой дамбы, проложить электрическую железную дорогу к Николаевскому мосту, построить частную верфь с эллингами под большие пароходы. Но из-за финансовых просчетов проект быстро застопорился и лег в глубокую заморозку.
Реанимировали затею Нового Петербурга в 1910м. Участок выкупили итальянец Гуалино и предприниматель Бродский. Планы опять масштабные. Предприниматели пригласили лучших архитекторов, запланировали величественный парадный архитектурный ансамбль. «В основу планировки он положил радиально-кольцевую систему: от центральной площади, полукруглой в плане, веером на запад, в сторону моря, должны были расходиться три радиальные магистрали. Они пересекались несколькими дуговыми проездами. С востока к полукруглой площади
присоединялась меньшая по размерам прямоугольная площадь, которой Фомин отводил роль рыночной: по ее периметру предполагалось возвести протяженные корпуса с открытыми галереями-колоннадами. На западной стороне главной площади планировалось построить пятиэтажные здания, попарно соединенные колоннадами, сквозь которые должны были пройти лучевые магистрали «Нового Петербурга». Из трех магистралей успели проложить только две …» - Пишет известный петербургский бытописатель Глезеров Сергей Евгеньевич.
Действительно, строительство шло. Успели завершить несколько домов экономного проекта. Увы, в судьбу «Нового Петербурга», ставшего «Новым Петроградом» вмешалась большая политика. Начавшаяся Мировая Война повлекла за собой сильное замедление строительства. Неудачные вложения чуть было не привели предпринимателей к банкротству. Однако, после победных маршей Фортуна улыбнулась застройщикам. Демобилизация вернула стране рабочие руки.
Очень удачно в 1917м году объявили о строительстве метро. Одна из линий как раз начиналась от Смоленского кладбища. Известно, что господин Бродский пытался уговорить проектировщиков метрополитена продлить линию до Голодаевского проспекта, но неудачно. По техническим причинам, выгоднее было расширить под поезда метро депо на Малом проспекте, а не строить новое.
Под послевоенное оживление удалось привлечь сторонних инвесторов. Работа пошла. Заболоченные участки расторфовывали и засыпали намывным песком, ударными темпами строили дома, прокладывали дороги. К осени 1923го значительная часть Голодая покрылась новостройками. Жилье сдавалось в эксплуатацию. Велось благоустройство, тянули трамвайные линии.
23 сентября 1924 года новый удар. Фортуна опять показала свое нижнее лицо. Наводнение. Вода поднялась на четыре метра. Центр города, в том числе Васильевский остров, сильно пострадал. Новому Петрограду досталось меньше благодаря дамбе и насыпям, но и он после спада воды имел жалкий вид.
Пришлось восстанавливать разрушенную канализацию и водопровод, тянуть заново трамвайные пути. Разумеется, число желающих поселиться в новом районе сильно сократилось. Однако, дефицит жилья сделал свое дело. Катаклизм начал забываться. Люди такие существа, недолго помнят плохое.
В 1926м году построен мост через Малую Неву от Голодая (Северный проспект) до Петровского острова. Это обеспечило прямое сообщение с Петроградской стороной. Опять улучшилась транспортная связанность. В этом же году завершилось сооружение частной верфи у Гребного порта. Мощное судостроительное предприятие. Однако, в отличие от радужных планов конца прошлого века на океанские пароходы уже не замахивались. Владельцы предприятия трезво посчитали, что нет смысла пытаться конкурировать с индустриальными махинами Балтийского завода и верфей Гельсингфорса. Тем более, не было желания тратиться на продление Морского канала до нового завода. Ограничились стапелями для судов до 200 метров и водоизмещением до 15 000 тонн.
Район строился и расширялся. Пусть и не так, как планировалось. В основном Новый Петербург заселялся небогатыми людьми, служащими, рабочими. На севере у набережной Малой Невы селился средний класс. Несмотря на все интересные задумки, север Васильевского острова так и остался далеко не самым популярным недорогим районом.
Галерная гавань.
Этот район, окрестности Гребного порта считается одним из старейших поселений Петербурга. Сложился он с начала 17го века как место проживания портовых рабочих и отставных моряков. Галерная гавань хоть неразрывно связана с Петербургом, но всегда стояла на особь, здесь до 20го века царил вельми специфичный глубоко провинциальный дух.
Да была здесь своя прелесть. Это близость к морю, кипучая жизнь, великолепная рыбалка, специфичные промыслы обывателей. Контрабанда тоже. На лето здесь снимали очень дешевые для пригорода Петербурга дачи. Недостатки всегда продолжение достоинств. Это и «живописный» контингент и мерзопакостная осень, и постоянные нагонные наводнения.
«Единственное неудобство - это бесчисленное количество босяков горько-максимистского типа, то есть людей, не признающих ни труда, ни порядочности, - замечал обозреватель „Петербургского листка“ в 1903 г. - Среди этих босяков попадаются такие, например, субъекты, как сельские учителя, чиновники старого покроя, офицеры, вышедшие в запас, и даже один статский советник. Спят они по канавке у южного забора Смоленского кладбища, питаются отчасти подаянием, а отчасти мелкими услугами. То они песку нанесут, то огород вскопают, то помогут перебраться на другую квартиру и т.д. Случаев воровства, в добрый час сказать, никогда не бывало, что, конечно, находится в зависимости от добросовестного надзора чинов нашей полиции».
Город пришел в Галерную гавань в начале 20-го века. 1906 год ознаменовался завершением строительства «Гаванского рабочего городка» на пересечении Малого проспекта и Гаванской улицы. Недорогой жилой комплекс, где жильцы не только имели дешевую гигиеничную квартиру, но и получили в комплекте школу, детсад, библиотеку.
После войны застройка Галерной гавани продолжилось. Вместе со строительством Галерной верфи (владельцы товарищества обладали отменным чувством юмора) строились дома для рабочих и специалистов. Площади застройка поднимали намывным песком, насыпали защитные дамбы. Город наступал на Портовое поле.
Разместившийся у Шкиперского протока Яхтенный клуб процветал. «Ревущие двадцатые» поспособствовали популяризации сего весьма недешевого спорта. Как и во времена Петра среди петербуржцев стало модным ходить под парусом. И если доходов не хватало на покупку яхты, судно можно было арендовать. На волне увлечения Яхтенный клуб обзавелся новыми эллингами, причалами.
Галерная верфь заняла берега Большого Бассейна. Сами Галерные Бассейны углубили, превратили в достроечные бассейны, к верфи продолжили морской канал. Завод специализировался на коммерческих судах прибрежной морской зоны. Большую часть заказов составляли каботажники водоизмещением до 5-8 тысяч тонн. Единственная проблема завода - местоположение не позволяло протянуть к нему железнодорожную ветку. Грузы, оборудование, металл доставляли баржами.
После наводнения 1924 года развитие района на некоторое время замедлилось, но затем все вернулось к прежним темпам. Застройка Гавани дошла до старых районов Васильевского острова. Дальнейшее развитие шло к северу. Правда, здесь пришлось столкнуться с заболоченной местностью. Впрочем, на 20й век это не проблема. Как уже говорилось, участки расторфовывались, засыпались и поднимались намывным песком. Территория Смоленского поля превратилась в благоустроенный парк.
Что касается архитектуры, то район не блистал. По большей части это мрачные коробки с недорогими квартирами. Во второй половине 30-х в Гавань пришла «майская» застройка. Именно такими домами и застраивали полосу по левому берегу Смоленки.
Увы, сверхоптимистичные планы начала века по строительству парадного «Морского фасада» канули в Лету. Жизнь оказалась куда суровее. Петербург глядел на Маркизову лужу заводами и рабочими кварталами. Только после Великой Океанской Войны район приобрел привлекательность для крупных инвесторов. Идея Морского фасада вновь всплыла из небытия и реализовалась на новом уровне.
Полная версия
https://dzen.ru/media/id/61b25748da55c32b89fad54b/63729bbb580711739d48321b