Мнения не пишутся с признания, но я так и быть сознаюсь. Фильм заинтересовал меня еще с его бытности трейлером. Он был неясен, нелинеен, возможно несколько сумбурен и уж точно противоречив. В кадре мелькнули лица уважаемых мною актеров, драма, насилие и неожиданно красивое обнажение артистки Редниковой. То есть ничего не понятно, ни жанр, ни нить повествования, но ясно выносишь мысль "а вот это уже интересно" и галочка "must see" мысленно появляется напротив простого названия "Дом". Тем более после такого трейлера ты явственно понимаешь, что тебе предстоит просмотр явно читаемого "2 дня" Дуни Смирновой. Ну да не будем о грустном, а пройдем-ка лучше в "Дом".
С самых первых кадров появляется ощущение, что имеешь дело не просто с фильмом а полотном, произведением искусства, поскольку нельзя не заметить высокий уровень операторской работы, необычно взятые ракурсы, сложнопостроенный кадр, масштабность статичного фона и пр. И пока ты решаешь что же тебя ждет: философская притча a la Андрей Звягинцев или, упаси Господь, деструктивизм Сергея Соловьева, один из братьев метко убивает матерого волка и зритель сталкивается с реализмом достойным произведений М. Шолохова, но с поправкой на время начала нулевых.
Фильм повествует о двух днях из жизни семьи казаков Шамановых, обитающих в большом родовом доме посреди степи. Вдали от всех и вся они собираются отпраздновать 100-летие основателя рода. Семья, построенная по законам домостроя, не выдерживает проверку временем, и, приходящее на смену старому, поколение пытается вырваться из под оберегающего гнета отца семейства, бесподобно сыгранного Б. Ступкой. Затронуты неординарные, очень разные по своей сути, судьбы. У каждого героя среднего поколения семьи Шамановых своя история, еще несбывшаяся мечта и своя реальность. Одному уже "30 с гаком" а он еще никто, среднего сына не уважает ни отец ни жена; младшая дочь не скрываясь изменяет своему мужу-неудачнику; а младший сын мечтает сбежать, но не может так просто предать родителей. То есть все как в жизни - проблемы, с которыми можно жить, да только жить Так не хочется. Но все они померкнут после тайного возвращения первенца - "блудного сына" Виктора в исполнении C. Гармаша, ставшего в столице одним из главных криминальных авторитетов, поскольку последний своим появлением приносит в дом смерть - на него идет жестокая охота со стороны силовых структур, которые переступят через все и вся дабы убрать неугодную новой власти силу.
Справедливости ради стоит отметить, что автор поначалу рисует свое полотно грубыми мазками, ничего не объясняя, но дополняя их потрясающими бытовыми элементами, отчего до определенной степени сохраняется недосказанность, а в натурализме сквозит сюрреализм происходящего, как это частенько бывает в действительности. Реальность диалогов с верно пойманным говором не подвергается сомнению, а сцены быта до того естесстенны , что зритель по сути может представить запах свежего молока бьющего в ведро.
Актеры играют чрезвычайно сильно и некоторые сцены по праву перехватывают дыхание и заставят Вас к ним вернуться, прокручивая их в голове уже после окончания. Поверьте на слово их здесь ни одна и ни две, поскольку остроту жизни и реальность смерти режиссер демонстрирует одинаково талантливо. Это и смачный "завтрак" отца семейства сливочным маслом и рюмкой водки; и потрясающе снятый бег Екатерины Редниковой по полю к любовнику, переходящий в безупречную по своей красоте сцену страсти; и материнский порыв броситься на шею к сыну-первенцу которого та любит каким бы он ни был; и отчаянный в своей трагичности жест - брат прикрывающий брата своим телом, когда тот понимает что тому грозит опасность, хотя только что были готовы убить друг друга; и жалость смешанная с обидой за талантливого когда-то ученого сломленного жизнью; и естественная в своей бесчеловечности зачистка "объекта" людьми в масках, который лишь недавно был мирным домом большой семьи.
Нельзя не отметить, что Дом, несомненно, является отдельным персонажем фильма - по сути плотью многогранной семьи Шамановых, снаружи крепкий и основательный, внутри же полный рухляди, построенный на старом доме, как на костях прошлого. Тема дома столь же сложна как и тема "своих" в одноименном фильме Дмитриева Месхиева. Бесспорно априори мы понимаем что это, но насколько сложны и многослойны эти понятия, сколько в них подводных камней и уровней осознаем лишь повзрослев-постарев-умерев. Олег Погодин мало того что демонстрирует 3 вышеописанные ступени на примере семьи Шамановых спресованные во времени двух дней, но и заставляет зрителя достичь особого катарсиса, обратившись к собственным размышлениям о таких казалось до этого простых понятиях "дома", "семьи" и "своих".
В фильме также очень пронзительно представлено совсем младшее поколение Шамановых, которое в конце едет домой, еще не зная что произошло со старшими и после финала сжимается сердце от мысли об их будущем. А потому использованное автором кинематографическое многоточие в конце более чем уместный шаг, и Вы его увидите, если будете внимательно смотреть.
Завершая свой стихийный анализ, хочется сказать, что Олег Погодин - это явление для нашего современного отечественного кино довольно уникальное. Режиссер, и по совместительству автор сценария вышеописанного произведения, снимает вне жанровых рамок и заслуживает особого внимания. При этом снимает кино зрительское, о котором хочется говорить, которому хочется сопереживать и которое хочется пересматривать. Более того, как мне стало известно, автору не позволили воплотить свою задумку полностью, отчего фильм потерял не менее часа своего экранного времени, куда должны были войти исторический пролог и ряд важных сцен, на мой взгляд столь необходимых для еще большей остроты, объемности персонажей и психологической нагруженности происходящих событий. А потому хочется верить в то, что Олег не бросит затею с режиссерской версией своего фильма и мы увидем его во всей красе. Ах да, еще кое что... об аналогиях с "Домом 2" Вы даже и не вспомните, а быть может и вообще забудете что это :-).