Из
рецензии на книгу «Первая мировая война и миф. М., 2014 г.:
Мифотворчество [первой мировой войны] было поставлено на поток и им активно занимались специально созданные для этого государственные структуры.
[Казак Козьма] Крючков совершил свой подвиг в самые первые дни войны, в августе 1914 года, во время русского наступления в Восточной Пруссии. По официальной версии он уложил с помощью шашки и пики 11 врагов, сам получив 16 ран, даже его лошадь была 11 раз ранена...
Образ Козьмы Крючкова был максимально «раскручен» официальной пропагандой с целью патриотического воспитания. Со временем количество врагов, заколотых героическим казаком на агитационных плакатах и лубках, возрастало, а его подвиг мифологизировался не только с помощью картинок, но и брошюр, листков, выходивших многотысячными тиражами.
Автором одного из лубков о Козьме Крючкове оказался Д. С. Соколов, более известный под псевдонимом Моор, который в советское время прославился хрестоматийно известным плакатом «Ты записался добровольцем?» Авторами агитационных рисунков являлись также представители русского авангарда - Аристарх Лентулов и Казимир Малевич. Тексты к такого рода агиткам сочинял молодой футурист Владимир Маяковский. Например, к лубку о победе наших войск в Августовском лесу над немцами в Восточной Пруссии будущий главный пролетарский поэт сочинил следующие агитационные вирши:
В славном лесе Августовом
Битых немцев тысяч сто вам
Враг изрублен, а затем он
Пущен плавать в синий Неман
В качестве комментария отметим, что потери немцев в 100 тысяч человек были здесь не более чем поэтической метафорой.
... создателями плакатов в 1918-1920 гг. [во время Гражданской войны] часто являлись те же художники и поэты, которые уже отметились на этом поприще.
Вспоминается «эпическое»: интеллигенты - это не мозг, а говно нации. (В.И.Ленин)