«Вампир: Сон Алена Грея» (Vampyr).

Apr 06, 2021 13:55



1932. Германия, Франция. Режиссер Карл Теодор Дрейер. В главных ролях: Джулиан Уэст, Морис Шюц, Рена Мэндел.

Тьма приходит в образе ослепляющего света. Такова главная иллюзия непонятного современниками, но ставшего классическим фильма ужасов датского режиссера Карла Теодора Дрейра. За основу взяты книги ирландца Джозеф Томаса Шеридана Ле Фаню, который более чем на четверть века опередил своего соотечественника Брэма Стокера своими жуткими историями о вампирах.

Ночной кошмар главного героя исполнен в белом цвете. Тюль, специальным образом расположенная перед объективом кинокамеры, позволила создать убедительный эффект дымки, сквозь которую проступают таинственные образы. Лодочник с косой на плече звонит в колокол. Тень отставного хозяина живет отдельно от своего хозяина. Таинственная женщина входит в дом, на стенах которого развешены не предметы, а воспоминания о них. Улыбка прекрасной девушки обдает хищным холодом, а покойник видит собственные похороны.

Но, глядя на это торжество иррационального ужаса, я вспоминал не Шеридана Ле Фаню, и не Стокера, а Говарда Филлипса Лавкрафта. На него удивительным образом похож продюсер и исполнитель главной роли Николас де Гинцбург, взявший себе псевдоним Джулиан Уэст. Кстати, у Лавкрафта есть рассказ про его однофамильца: «Герберт Уэст - воскреситель мертвых».

Лавкрафт создал культовую литературную вселенную, но ему до сих пор катастрофически не везет с экранизациями. И вот, наконец, я понял, кто мог бы воплотить в жизни идеи космического ужаса великого писателя - это Карл Теодор Дрейер! «Страх -- самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх - страх неведомого», написал Лавкрафт в своем труде «Сверхъестественный ужас в литературе». А Дрейер, пусть и имея иные источники вдохновения, эту же мысль перенес на экран.

Сон Алена Грея спокойным не будет.

9 из 10

Германия, Франция, кино, 1930-е

Previous post Next post
Up