1965. Чехословакия. Режиссеры Ян Кадар, Эльмар Клос. В главных ролях: Ида Каминска, Йозеф Кронер, Хана Сливкова, Мартин Голлы.
Перед нами один из классических фильмов словацкой новой волны. Много лет спустя чешский сценарист и режиссер Павел Юрачек, размышляя над фильмами той эпохи, написал: «Фильм - это не игра по заданным правилам, а способ высказать свое мнение и позицию».
Словакия, 1942 год. Плотник Тоно Бртко не попал на фронт по причине своей непригодности к военной службе. Он перебивается мелкими подработками, выслушивая каждодневные упреки своей жены Эвелины, мол, попросил бы помощи у своего свояка-фашиста Маркуса, вытянул руку в фашистском приветствии, и получил бы хорошую работу. Жизнь Бртко меняется, когда Маркус делает Тоно арендатором еврейского магазинчика бижутерии вдовы Розалии Лаутманн. Бртко стесняется своей роли, изображая из себя не хозяина, а помощника старухи. Но одновременно на нескольких стульях долго не усидеть.
Это история о том, как власть скрытым или явным подкупом, либо искусно закамуфлированными репрессиями пытается подавить зачатки недовольства и сопротивления. Особенно хорош эпизод, когда Бртко идет со своим свояком по улице. Свояк, одетый в черную, военную униформу, отвечает встречным горожанам фашистским приветствием. Бртко просто приподнимает шляпу. Но в какой-то момент начинает казаться, что вот-вот подъем руки к котелку сам собой превратится в фашистский жест.
Тоно как можно дольше сам себя уговаривает, что не видит сгущающихся в обществе туч. А вот старая еврейка Розалия действительно не понимает грозящей ей угрозы. Но именно она первой называет вещи своими именами, причем, одним словом - погром.
Фильм, который поначалу по-итальянски немного грустный и немного смешной, к середине погружает нас в непроглядный мрак. Главные герои оказываются не то, чтобы в безвыходной ситуации. Выход есть, но он никого не может устроить. Компромисс возможен, увы, не всегда.
8 из 10