«Падение дома Ашеров» (La chute de la maison Usher)

Dec 22, 2014 13:09



1928. Франция, США. Режиссер Жан Эпштейн. В главных ролях: Жан Дебюкур, Маргарит Ганс, Шарль Лами, Фурнес-Гоффар.

Сюрреалистическая кинематографическая история, в которой перемешались сразу несколько рассказов Эдгара По: заявленный «Падение дома Ашеров», плюс - «Круглый портрет», «Береника» и «Могила Лигейи».

Нет смысла пересказывать сюжет. В этом фильме куда важнее режиссерские находки Жана Эпштейна. Он родился в Варшаве, творил во Франции. Будучи теоретиком киноискусства, утверждал, что «кино, в отличие от других искусств, способно передать поток бытия», освобождая восприятие от схематики интеллекта. Его «Падение дома Ашеров» - эстетская, атмосферная работа, наполненная образами и метафорами, и тем самым потоком бытия.

Сцены, оставившие наиболее сильное впечатление, сложно перечислить из-за их большого числа. Тревожные пейзажи во время игры Родерика Ашера на гитаре - ну, чем не первый в истории клип? Замедление кадров создает ощущение сна, а, возможно, и бреда. Сцена похорон реально укачивает, словно четверо мужчин в черных одеждах несут не гроб с покойницей, а колыбель с младенцем. И не о смерти речь, а о сне. И ведь так оно и получается. А насколько обескураживает визуализация горя Родерика! И, знаете, страх в этом старинном, черно-белом немом фильме действительно липкий.

Есть великий писатель, мастер создания атмосферы мрака, которому до сих пор так и не повезло с экранизацией хотя бы одного рассказа, хотя попыток была много. Это - Говард Ф. Лавкрафт. И я уверен, что Жан Эпштейн, как раз тот режиссер, который смог бы воплотить идеи Лавкрафта на экране.

9 из 10

США, Франция, 1920-е, кино

Previous post Next post
Up