Leave a comment

Re: подозрительный комментарий :) civil_disput June 7 2015, 14:57:51 UTC
спасибо за хороший вопрос. К Васе я ребенка посылать не стану. Отвечу словами Платона из "Государства". Справедливость - это когда каждый занимается своим делом. Ответ мне кажется очень глубоким и затрагивает другой ваш вопрос: хороши ли переводы Платона? Большая часть переводов на русский сделана давно, во времена русской и советской "античной" учености и они конечно хороши. Но кое-что там плохо. Слово аретейя я бы перевел как "доблесть", а не как "справедливость". Если вы попробуете подставлять "доблесть" вместо "справедливости" в тех случаях, когда Платон об этом говорит, его текст становится как правило более ясным. Так же и в базовом ответе. Разумеется, доблести проще добиться в том деле, которое тебе свойственно, в "своем" деле.
Я обычно пользуюсь этим текстом "Государства":
http://psylib.ukrweb.net/books/plato01/26gos01.htm
Советую также посмотреть и послушать устную версию прочтения Платона в спектакле А. Васильева "Государство". Думаю, получите большое удовольствие.
Мой семинар "Зеленая Лампа" ежегодно посвящает одну встречу в реале этому представлению.
http://www.youtube.com/watch?v=blJIkbofNjs&feature=player_embedded

Reply

Re: подозрительный комментарий :) yulia_enka June 8 2015, 03:28:07 UTC
Большое спасибо за ссылки и ответ. (Спектакль Васильева в avi я тоже скачала (но, не глядя пока), так что ваша ютубовская ссылка очень полезна).
/Справедливость - это когда каждый занимается своим делом./ не буду пытаться сразу оценить глубину этих слов. Но даже на совсем поверхностный взгляд - это, вроде как - прописная истина, многократно и ежедневно подтверждаемая в повседневной жизни. (Имею в виду примеры, когда некомпетентные люди плохо выполняют то, за что взялись не умеючи). Т.е., не умеешь - не берись. Однако, как же научиться? (Хотя, да - у́чатся на "муляжах"-"тренажёрах"; ответственные вещи ученикам не поручают). Но прежде того, как начать чему-то учиться - как понять, какое дело твоё, какое - не твоё?
…Сейчас время узких специалистов. Но мне кажется, хорошо, когда человек не только мастерски владеет какой-то ограниченной областью знания, но и развит всесторонне - имеет широкий кругозор. Т.е., если, допустим, человек прекрасный профессиональный портной, то, по-моему, он вовсе не должен напрочь ограничить себя только смежными с этим занятием интересами типа истории и тенденций моды и, м.б., моделированием одежды и т.п. По-моему, похвально, если любой человек будет искренне пытаться разобраться в любом вопросе, на какой у него только хватит времени и энтузиазма (будь то хоть прикладная математика, индийские танцы или свойства лекарственных растений). А как можно не интересоваться вопросами права, государства, политики (как внутренней, так и международной) - я вообще не понимаю - это ведь всегда касается каждого - хочешь-не хочешь. Можно, конечно, устать до полной пассивности. Но усталость и уход от ответа - это не ответ (если только это не сознательное решение уйти от попыток найти решение:)).

Reply

Re: подозрительный комментарий :) civil_disput June 8 2015, 14:42:59 UTC
большая часть истин философии вроде как прописная. Нетривиальный характер этих утверждений однако выступает при их обдумывании или, лучше, попытках опровержения. Например, в "Государстве" ставится вопрос: должно ли государство устанавливать законы для горшечника (или любого другого узко-профессионального занятия)? Справедливо ли это? Если нет, тогда в чем состоит так сказать "специализация" государства? Ведь, получается, и государство может стать справедливым лишь совершенствуясь в этой специализации? Вопрос, как мне кажется, весьма и весьма непростой, хотя он отталкивается именно что от прописной истины. На самом деле, конечно, ваше определение не достаточно точное. Не прописная истина, а теорема. Если утверждение Платона принимается как доказанная теорема, (ее он доказывает от противного - если не так, то, посмотрите, что выходит) тогда все прописные основания современного государства приходится пересматривать. Вот почему Платона стараются не издавать, особенно, "Государство", и не преподавать. Если это и делают в университете, то обязательно второстепенное у него представляют как главное. А о главном умалчивают. Или представляют его учение как некий шаг назад, как отход от прогрессивной традиции и т.п. Проще говоря, мстят за его справедливость.

Reply

Re: подозрительный комментарий :) yulia_enka June 8 2015, 17:34:16 UTC
Всё. Вы меня окончательно разожгли. Сегодня же ночью пойду знакомиться с платоновским «Государством»! ))

Reply


Leave a comment

Up