Римские серебряные кубки

Sep 18, 2011 13:15

В этом году в экспозиции Британского музея я увидела кубок Уоррена. Он стал частью своеобразной выставки, разбросанной по залам и объединенной в книге директора музея Нейла Мак Грегора «История мира в 100 объектах». Серебряный кубок представляет на выставке и в книге цивилизацию Древнего Рима. Еще совсем недавно предметы со столь откровенными эротическими сценами не покидали стен хранилищ или специальных кладовых. Сейчас эротические сцены, которые изображены на серебряном кубке, уже мало кого способны изумить. Но одна деталь этого кубка цепляет по-настоящему: в комнату, где совокупляются две мужские пары, заглядывает мальчик-слуга:






И мы словно погружается в атмосферу «Сатирикона» Петрония с его ночными сценами в притонах:

«Что за ночка, о боги и богини!
Что за мягкое ложе, где в объятиях
Жарких с уст на уста переливали
Наши души мы! Смертных треволненья.
Прочь ступайте! Мой бог! Сейчас умру я!
Но напрасно я радовался. Лишь только я ослабел от вина и мои руки бессильно повисли, Аскилт, тороватый на всяческие каверзы, среди ночи потихоньку выкрал у меня мальчика и перенес его на свое ложе. Без помехи натешившись чужим братцем, - а братец или не слышал, или делал вид, что не слышит, - он заснул в краденых объятиях, забыв все человеческие законы. Я же, проснувшись, напрасно шарил руками по своему безрадостно осиротевшему ложу».
http://krotov.info/acts/01/2/petrony_00.htm




Кубок был найден в окрестностях Иерусалима. Датируют его началом 1 века. Возможно, как и «Сатирикон», он возник во времена Нерона. Музыкальные инструменты, разделяющие пары любовников, заставляют исследователей предполагать, что возник он в эллинизированной среде.




Наследники коллекционера Уоррена когда-то предлагали его музеям по вполне приемлемой цене. Но солидный Британский музей тогда от порнографии отказался. Приобрели кубок для музея через 50 лет за рекордную сумму в 1,8 млн. фунтов.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Кубок_Уоррена
http://www.britishmuseum.org/explore/highlights/highlight_objects/gr/t/the_warren_cup.aspx




Ручки кубок утратил. Выглядели они, должно быть, как на изделиях, украшенных более безобидными, с нашей точки зрения, мотивами. Вот прекрасный кубок того же времени из собрания нью-йоркского Метрополитена. Золотистым он кажется из-за искусственного света:




Серебряная посуда была показателем богатства в Риме со времен поздней Республики. Хозяин дома, принимая гостей, демонстрировал им все свои серебряные предметы. Не случайно, что в «Сатириконе» из уст Трималхиона мы слышим:
«Я теперь большой любитель серебра. У меня одних ведерных сосудов штук около ста. На них вычеканено, как Кассандра своих сыновей убивает: детки мертвы - просто как живые лежат. Потом есть у меня жертвенная чаша, что оставил мне один из моих хозяев; на ней Дедал Ниобу прячет в Троянского коня. А бой Петраита с Гермеротом вычеканен у меня на бокалах, и все они претяжелые. Я знаток в таких вещах, и это мне дороже всего».
http://krotov.info/acts/01/2/petrony_00.htm
Были и кубки, прославлявшие императоров. В собрании Лувра находятся кубки из Боскореале. На одном из них изображен Август, которого окружают фигуры-персонификации побежденных провинций:



http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b8/Skyphos_Boscoreale_Louvre_Bj2366.jpg

На другом изображен триумф Тиберия:



http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f8/Skyphos_Boscoreale_Louvre_Bj2367.jpg?uselang=it

Но сюжетом для украшения кубка могло быть не только торжество, но и напоминание о скоротечности славы и наслаждения, о бренности и смерти. Среди кубков, найденных в Боскореале есть кубки со скелетами. На них «в виде веселящихся скелетов изображены знаменитые мужи Греции: на одном - Еврипид, Моним (ученик Диогена Синопского), Архилох и Менандр, на другом - Софокл, Мосхион, Зенон-стоик и Эпикур, каждый со своим атрибутом, характеризующим его деятельность или сущность его учения. Кроме того, на кубках есть пояснительные надписи. Еврипид представлен с тирсом, Зенон - с посохом и сумой нищего, Менандр - с факелом, Архилох изображен играющим на флейте. Главным персонажем на этом необычном пиру, несомненно, является Эпикур, окруженный хороводом больших и маленьких скелетов-символов».
/ М.М.Шахнович. Эпикурейское отношение к смерти и античное прикладное искусство. http://anthropology.ru/ru/texts/shakhn/death.html/



http://www.deprisco.it/tesoro/alta/ModioloScheletri.jpg

Рим

Previous post Next post
Up