Карлсон умер, или Про духов, гимны богиням и одну "Мистерию"...

Aug 29, 2009 02:16



 

Вот скажите, а Вы духов слышите? Правильно! Слышите Вы их или нет, - это Ваше личное дело, главное, когда Ваш личный, субъективный опыт не становится догмой для других, попросту не навязывается им. А бывает и иначе. В принципе, у нас в Ассоциации собеседование сделано по большей части именно для того, чтобы предотвратить появление в группах людей неадекватных. Помешанных на "эзотерике Египта" и при этом совершенно не знающих древнеегипетскую культуру, историю, археологию страны, наконец, - пруд пруди. С ними не комофртно, а "переучивать" их - неблагодарное занятие. Каждому, как говорится, свое. Но "проколы", конечно же, случаются. И вот как-то в середине лекционного года подходит ко мне одна наша слушательница, некая Анна К., и протягивает листок.

Обычный тетрадный листок. А на нем слова. Иностранные, русскими буквами записанные. Я уже давно ничему не удивляюсь, но тут произошел случай, превзошедший все мои ожидания. На мой вопрос о сути записанного, прозвучал поистине гениальный ответ: "древнеегипетские мантры". (Тут, я надеюсь, все адекватные люди поперхнулись). А откуда же, - интересуюсь я, - добыты сии уникальнейшие "мантры"? Слышу я их, - отвечает мне девушка с непробиваемым взглядом Адепта. С Большой буквы, естественно. Мне надо объяснять, что то, что было на листке, никакого отношения даже к корням древнеегипетскогоя зыка не имело? Ну разве что имя бога Себека. А еще грозное "Амен". В конце текста. В этот момент, как Вы понимаете, Ватикан поперхнулся вслед за крутящимися в саркофагах против своей оси мумиями царей в Египетском музее в Каире.


Дальше - хуже. Настойчивостью девушка напоминала кого-то из славных вьючных животных. Факты того, что тексты никак даже близко не являются древнеегипетской словесностью, а мантр в египетской культуре не было в принципе, не могли физически уложиться в ее сознании. Как Карлсон вместе с Домоправительницей - в телевизоре. Уверенность в собственных "прозрениях" была велика и непоколебима, а меня все это мало радовало и особенно мало интересовало.

Прошло какое-то время и симтуация повернулась другим боком. Сия особа была художницей. Достаточно талантливой. Скульптура удавалась ей лучше, живопись - меньше, но она пыталась следовать канону египетскогй изобразительности и меня отчасти это подкупило. Я неоднократно консультировал в своей жизни художников, которые работали с египетской темой, начиная от мастеров прикладных мастерских "Нового Акрополя" и завершая несколькими современными египетскими авторами. Многим прекрасно известно, что я очень люблю и неплохо знаю древнеегипетские памятники и помогать художникам я люблю. Часами. Бесплатно. Просто потому, что иначе зачастую получится лихая египетская матрешка, такая колоссальная, яркая, напоминающая творчество какой-нибудь бабы Бубасты* из глухой деревни под Асуаном, где-то слышавшей о том, как нынче модно рисовать в столице и считающей, что она, гениальная, рисует не хуже. Когда я вижу, что тяга к оригиналу есть, а способности к нему приблизиться - тоже, я всегда стараюсь помочь. И вот, достаточное продолжительное время я сначала помог Анне К. книгами, потом советами, потом авторскими фотографиями, потом тогда еще неизданными переводами древнеегипетских текстов. О духах больше не было ни слова, "древнеегипетских мантр" никто вслух не зачитывал, и мне тогда показалось, что произошла естественная реакция отторжения псевдоэзотерического и стороннего материала при общении с оригиналами и источниками. Так бывает. Часто. Но, как позже выяснилось, не в этом случае. Я обманулся: тщательно скрываясь от меня, Карлсон и Домоправительница в одном лице, треща по швам, все же пытались влезть в телевизор.

А как известно, когда телевизор включают, то требуются зрители. И рейтинг. В итоге был создан "творческий центр", названный по имени одной крайне популярной древнеегипетской богини, к которой Анна К., уже сменившая фамилию и ставшая Анной Ч., питала особенную страсть. Собрав вокруг себя доверчивых, преимущественно девушек, среди которых было очень много порядочных и, порой, удивительно талантливых людей, новоиспеченная "гуру" бросилась на баррикады с флагом. Под словами об изучении "древних культур" по сути скрывалось очень вольное переложение реалий мифологии и искусства древности из уст дипломированного... мастера декоративно-прикладного искусства со специальностью "керамика", успешно окончившего ВУЗ где-то во Владимирской области. Ну да, там же еще и духи, опять я о них забыл, но в общем как-то особенного качества суррогату они почему-то не добавили. То ли вещали тихо, то ли радио было плохое, то ли слуховой аппарат был до ужаса необходим Адепту. Мне проект представили как постановку на древнеегипетскую тему. увидев заготовки я пришел в ужас и как мог, попытался выправить дело. И опять в сторону улыбающегося лица с черными, узкими бойницами глаз потекли иллюстрации, тексты, книги, мои знания наконец. Естественно, совершенно бесплатно. Странно было другое. Наиболее талантливые люди то и дело "откалывались" от "творческого центра", жалуясь на деспотизм и неадекватность руководителя. Сама руководитель, когда я пару раз заглядывал на репетиции в некий ДК, яростно лупила словами даже тех, кто был с ней совсем рядом. Естественно, в самой постановке, весьма отдаленно напоминающей даже кривые побасенки-пересказы из книжки И.В. Рака "Мифы Древнего Египта", Адепт избрала для себя особенную роль. Думаете жрицы? Нет! Царицы? Нет... Она решила скромненько предстать перед публикой в облике богини Хатхор, вернее - ее ожившей культовой статуи )))

"Культовая статуя" Хатхор оказалась, видимо, удивительно тяжеловесной. "Жрицы" вокруг нее летали с удивительной скоростью, почти во всех случаях оставляя у "гуру" свои художественные работы. Порой очень неплохие, намного превосходящие творчество самой тщеславной "настоятельницы". Во все это был даже вовлечен супруг "культовой статуи", человек очень адекватный и интересный, глядевший не понятно куда, выполняя прихоти своей милостивой "небожительницы". Постепенно ситуация стала напоминать паноптикум; из телевизора уже откровенно маячила филейная часть домоправительницы, напевавшей где-то в глубине "ящика" "древнеегипетские мантры", звеневшей деревянным (!) систром и давившей каблуками Карлсона, который все же пытался взлететь.

Развязки, в общем-то, и не должно было быть, поскольку Адепт, лживо улыбнувшись, сообщила мне о грядущем изменнии численного состава своей семьи и благополучно отбыла "в земли эльфов", оставив Средиземье ничтожным, не слышащим ни мантр, ни духов, а просто переводящим древние тексты и разбирающимся в памятниках древнеегипетского искусства. И вот бы уже занавес попросить и прочитать мораль, как происходят два занятных события. Во-первых злосчастная постановка выпускается на DVD, который активно продается в сети и в крупных магазинах. Если Вы думаете, что на обложке было написано, что это любительская постановка, отснятая на сцене разваливающегося ДК под звуки магнитофона, то нет. Не ждите. Богиням не пристало. Отныне это не что иное, как "мистерия, в которой впервые восстановлены древнеегипетские храмовые танцы с ритуальными музыкальными инструментами." Внимание: "восстановлены". Прошу всех присутствующих воздержаться от гомерического хохота и от закупания просроченных помидоров ящиками. Это еще не все. В "мистерии" были объединены взятые у меня "по дружбе", тогда еще неопубликованные** подлинные древнеегипетские гимны Исиде с задней стены святилища храма богини на острове Филе (имя Исиды в текстах тотально было изменено на имя Хатхор) и те самые "мантры" (!) Выпрошенная у меня для того, "чтобы послушать", арабская музыка с авторского лицензионного диска так, проходя упомянута, мол "так же в фильме использовалась традиционная духовная арабская музыка"*** (орфография с сайта этого удивительного коллектива), а автором ВСЕХ (!) текстов, в том числе и моих переводов древних гимнов, была объявлена... сама гражданка-"Гуру".

Занавес упал сам. Домоправительниза задохнулась в телевизоре, а раздавленный ею Карлсон тихо стек на паркет рядом.
Вместо апплодисментов последний факт. Через год "культовая статуя Хатхор", на же Адепт, она же "Гуру" убрала со своего сайта свою собственную фамилию. В качестве псевдонима она взяла не что-нибудь а имя священной птицы, души-"ба" Осириса и Ра, великой святыни Гелиополя. Словно пытаясь еще раз всех ткнуть носов в факт "высоты" своего сомнительного полета. Прошлая фамилия осталась только на обложке DVD "Мистерии", в том прошлом, которое было, видимо, слишком тесным для полета фантазии и тщеславия главной артистки театра имени себя самой.

P.S. Разговор в кулуарах одного вечера. Девушки интересующиеся древнеегипетской культурой. Удивление при словах о том, что вокализации древнеегипетского языка нет. Как нет? Ведь даже целый диск театральной постановки с гимнами и текстами на нем можно купить...

* Баба Бубаста - персонаж повести Н. С Лескова "Гора"
** К счастью, мои переводы гимнов были изданы до выхода в свет DVD, в книге "Столпы небес" в 2006 году, с. 385 и др.
*** Права на эту "духовную музыку" принадлежат AT Music, копирайт от 1999. Естественно Вы и следов этого не найдете на обложке DVD.
 

паноптикум, рецензия, Египет

Previous post Next post
Up