Искусство в сквоте, на нарах и под прицелом

Sep 21, 2009 00:50


(Первая экспериментальная выставка-дискуссия в Нижнем Новгороде)
19 сентября 2009 года в Нижнем Новгороде в сквоте «Гнездо кукушки» прошла первая экспериментальная выставка-дискуссия, на которой обсуждались политические репрессии, полицейский контроль, произвол карательных органов буржуазного государства. Творческая инициатива нижегородских анархистов стала нашим первым вкладом в кампанию по борьбе с «экстремистским центром Э».
Подобная акция не могла быть проведена в Нижнем Новгороде нигде, кроме как в автономном освобождённом пространстве одного из покинутых домов. Ни одна галерея и ни один центр искусства не решился бы ныне на проведение подобной выставки. Сквот и только сквот! Прекрасный дом был нами найден, очищен и превращен в прибежище искусства/рассадник пропаганды. Можно считать эту акцию, одновременно, и нашим шагом в компании «единых действий по сквотированию».
Выставка была призвана осветить проблемы усиления политического контроля
Поиск средств, для выражения нашей позиции, заставил нас обратиться к диалогу со зрителем. Мы предполагали, что в нашем эксперименте больше не будет ни творцов, ни зрителей, а только всеобщее участие всех во всём. Форма и жанр произведения - на выбор авторв. Любое произведение искусства могло быть переделано, «оспорено», дополнено, переделано или разрушено: каждый, кто пришел на выставку, мог стать соавтором, оппонентом, дорисовывая картины, надписи, участвуя в перформансах.
Уже само проникновение на выставку содержало в себе элемент провокации. При входе в первый зал сквота зрителей встречали двое грубых «блюстителей порядка» в штатском, в масках, которые обыскивали гостей. На глазах гостей одному из пришедших подсунули «дозу травки» и со скандалом утащили бедолагу в подвал...
Первый зал. Видеопрезентация «Марш мракобесия» - короткометражный фильм - репортаж о сатирической акции протеста против ареста художника Артёма Лоскутова. Акция прошла в форме карнавала «мракобесов» желающих усиления деятельности политической полиции в России, замены конституции инквизицией и т.д. Таким образом доводилась до абсурда логика власти: пусть да сгинет всё в мракобесии, если сегодня власти настолько трусливы, что арестовывают художников, то завтра только костры инквизиции спасут эту власть. Стены зала были украшены растяжками с лозунгами «Марш мракобесия», «гей славяне!», «даёшь инквизицию!» Подробности: http://ancido.livejournal.com/16374.html
Следующий, главный, зал был наполнен разными экспозициями. Здесь же разворачивалось и главные действия перформансов.
В центре зала на деревянных полках были представлены две экспозиции «Дело Лоскутова» и «Мир стал слишком серым» По удачному стечению обстоятельств бывшими хозяевами были оставлены большие складские деревянные полки. Их превратили в тюремные нары, на которых лежали костюмированные «заключенные» в ватниках, тельняшках и татуировках. Один из «зеков» грустно наигрывал на блок-флейте, другой насвистывал блатные песни... И вся эта уголовная братия была слегка прикрыта от зрителей экспозицией «Дело Лоскутова». Собственно, экспозиция, представляла из себя сфотографированные листы уголовного дела Артёма Лоскутова (подробнее: http://kissmybabushka.com/?p=2334 ) «Зеки» на нарах своим поведением приковывали к себе и к экспозиции внимание публики, которая в любом другом случае едва ли углубилась бы в изучение длинного текста уголовного дела.
На других полках была разложена серия черно-белых (вернее серо-серых) фотографий сотрудников милиции, под заголовком «Мир стал слишком серым, раскрась гадкие серые картинки!». Рядом были разложены краски для того, чтобы эти картинки были раскрашены, подобно детским книжкам-разукрашкам (чем не преминули воспользоваться многие посетители выставки - от панков до интеллигентов)
Интригу и основные действия на сквотерской выставке создавали «люди в штатском». Нет, ко всеобщей радости, это были вовсе не непрошеные гости из «органов» (непрошеный гость, как известно, хуже центра Э). Это были двое артистов, игравших нахальных «сотрудников» в очках, строгих костюмах с удостоверениями и стволами.
В одном углу зала стояла античная статуя (которую изображала симпатичная девушка завёрнутая в ткань). Приблизившиеся к ней «штатские» долго её рассматривали, после чего один из них стал ощупывать статую, подсовывать ей наркотики, оружие и извлекая всё это на обозрение публики, после чего произведение античной культуры было арестовано и унесено «штатскими». После этого люди в штатском перешли в другой угол, где в это время художник рисовал силуэты людей на куске стекла, положенного на мольберт. В этот момент один из «штатских» достал пистолет... Выстрел! Он убивает художника. Потом он осматривает его труп взглядом сыщика, очерчивает труп мелом, а потом... Далее он снимает пиджак, шляпу, очки... остается в старой тельняшке, мятых джинсах, надевает берет - он оказывается художником. Он оттаскивает труп в угол, берёт палитру и мольберт и начинает зарисовывать силуэт трупа красками на полу. Далее заходит ещё один "человек в штатском"... История повторяется.
Стены зала были разукрашены нижегородскими граффитистами - высокопрофессиональными и не очень. Ребята постарались на славу в деле украшения стен сквота граффити - политическими и не очень политическими.
Отдельным объектом стала серия фотографий под заголовком «Мент умеет»: на стене были наклеены фотографии сотрудников милиции с комментариями, нанесёнными краской с помощью трафаретов. Из этой экспозиции гости узнали как именно мент умеет «читать», «любить», «дружить», и т.д.
Ряд других экспонатов демонстрировали антипатии к карательным органам, столь традиционное для анархистов и левых и присущее большинству жителей России... При этом хотелось бы обратить внимание, что мы не призывали ненавидеть милиционеров, а призывали задуматься о том, как происходит стремительное разложение и деградация полицейского аппарата государства.
Из этого эксперимента коллективного творчества мы предполагали вынести ценный опыт общения по средствам визуальных, пластических образов. Задумайтесь, это тот язык и та форма общения, каковыми нам, активистам, всегда приходится взаимодействовать с массами людей, идущих мимо пикетов и митингов. Эти люди равнодушно или с сочувствием смотрящие на наши действия, они далеки от левой фразеологии, они не знакомы с ключевыми текстами левой традиции, им, как правило, чужд «символ веры» любого левого. Однако, язык визуальных образов куда более универсальный. По этому наша задача - искать новые, самые неожиданные, и, одновременно, понятные пути и средства обнаружения, передачи и донесения смыслов.
Цели выставки были изначально масштабные. Будем трезво оценивать результаты. Далеко не всё задуманное пошло так как нам бы хотелось. Далеко не все зрители стали участниками, не часто шли на взаимодействие с организаторами, большинство экспонатов были весьма дилетантскими. Выставка стала нашей «пробой пера».
И всё же, благодаря этой выставке многие почти аполитичные люди стали соучастниками в нашей акции, проникли в пространство левого дискурса. Преимущество нашей стратегии - это прежде всего необычный опыт вовлечения, пусть небольшой, но всё же публики в пространство участия в левом политизированном искусстве. С другой стороны, что не менее ценно, и мы на время ставим себя на место «зрителя» наших собственных действий, силясь понять смыслы передаваемые нам теми, кто задумывает некое произведение. Наконец, в результате мы не имеем никаких законченных продуктов, кроме собственных эмоций и мыслей, т.е. не имеем на руках того, что могло бы быть продано - это априори антибуржуазное, внерыночное творчество.

Так же по теме смотрите:http://streetmob.org/modules.php?name=News&file=article&sid=47

Центр Э, выставка, современное искусство

Previous post Next post
Up