Кем была на самом деле Евфросиния (в миру Феодулия) Суздальская - княгиней, игуменьей, кем-то ещё, как её на самом деле звали, кто послужил прототипом-основой её истории - неизвестно. Абсолютно легендарное житие датирует её смерть 1250 годом, но само оно написано на триста лет позже, и на чём основано - непонятно.
Говорится, что она дочь князя Михаила Черниговского, но это не подтверждено никаким другим источником.
Говорится, что её нарекли невестой князя Михаила Суздальского, но такого князя никогда не было.*
Говорится, что она была бедна и одинока, но игнорируется факт, что в соседнем Ростове жила княгиня Мария - настоящая дочь Михаила Черниговского, то есть её сестра. Эта Мария серьёзно вложилась в культ своей семьи - она учредила почитание своего отца Михаила Черниговского и своего мужа князя Василько Константиновича (имя почему-то не склоняется), и ей крайне выгодно было бы поддержание контактов с Евфросинией. Агиограф ничего этого не учитывал (видимо, не знал) и в церковной легенде, по всей вероятности, смешались предания о разных лицах.
Но кому и зачем она и её культ вдруг понадобился спустя триста лет? Это замечательная история. В Суздале (помимо прочих) был Покровский женский монастырь. Там почивали мало кому интересные останки нашей Евфросинии и останки Соломонии Сабуровой - супруги Василия III, который запихнул её в монастырь из-за того, что она не смогла родить ему наследника. При Иване Грозном в этом монастыре стали принимать постриг вдовы репрессированных им бояр. То есть монастырь стал
а) аристократическим и
б) оппозиционным.
И естественным образом аристократки-оппозиционерки стали кучковаться вокруг могилы Соломонии (в монашестве Софии), создавая её культ. Ивану Грозному это было совсем ни к чему, и он лично санкционировал канонизацию Евфросинии, чтобы переключить внимание православной общественности на нейтральную фигуру, не подвергавшуюся при жизни гонениям. С его подачи организовали несколько «разительных чудес», провели пышные мероприятия, построили каменный собор и учредили на его содержание ежегодные выплаты - всё из царской казны.
Была и вторая вспышка интереса к личности Евфросинии, уже при Петре I. Государь упёк в тот же монастырь свою первую жену - Евдокию Лопухину. Там опять оживилась оппозиция и опять понадобилось переключить внимание верующих. Тогда организовали обретение мощей и сопутствующие этому чудеса. Освидетельствовали мощи опытные в этом вопросе архиереи Иларион Суздальский и Леонтий Тамбовский. Опытными я их назвал потому, что парой месяцев ранее точно так же они обрели мощи Александра Невского, сгоревшие триста лет тому как. Такое уметь надо. В акте вскрытия 1919 года мощи описаны как «матерчатая кукла с частями костей», ну это ладно бы, так выглядело большинство реликвий. Основная проблема в том, что мы не знаем ни того, чьи это кости, ни кто такая была Евфросиния на самом деле, если она была вообще.
_______
* Современные редакции жития пытаются как-то разрулить ситуацию и выдать её замуж за другого князя - Феодора Ярославича, брата Александра Невского. Однако в оригинальной версии говорится о Мине (Михаиле) Ивановиче - потомке варяга Шимона. Ну, тут вылезает другой косяк агиографов: если она старшая княжеская дочь (как они пишут), то выдавать её должны были за ровню, а Мина в данном случае оказывается не княжеского, а боярского роду.