Бенедиктинец Бе́да Достопочтенный (+735) писал:
«Скромное погребение Господа есть осуждение суетности богатых, которые и в могилах не могут обойтись без богатств … Отсюда происходит церковный обычай, по которому жертва на алтаре приносится не на шёлке или на цветастой ткани, но на льняной, подобно тому как Тело Господа было погребено в чистом холсте».
А теперь именно так - на цветастом шёлке. Прости, Беда, мы всё просрали.
На самом деле, конечно, ключевую роль здесь играет развитие полиграфии. Чем доступнее по цене становились украшенные ткани, тем шире они использовались, и никакого криминала или «апостасии» в этом явлении нет. Во времена Беды «цветастая» ткань стоила очень дорого. Вышивка - баснословно дорого. Сейчас эти украшения вполне доступны и получается наоборот: если кто-то намеренно использует для церковных облачений только самые простые ткани, то такого обоснованно заподозрят в тонкой гордыне.
Мало кто знает (да никто не знает, чего скромничать, только мы с вами) что погребальный покров, которым укрывают в гробу покойников, всегда был чисто белым. Печатать на нём всю эту уже привычную фанаберию стали только в XIX веке. И церковная власть сначала жестко сопротивлялась и запрещала эти украшательства. Но куда там, такую тенденцию не переломишь, все любят покрасивше.
Сейчас подрясники да скуфьи вышивают чёрным по-чёрному. Иногда позволяют чуть-чуть красную вышивку. Но уже для следующего церковного поколения нормативной станет золотая, о.Вертон не даст соврать.