Святые, которых не было: Филомена

May 08, 2021 16:32

Житие святой гласит, что она была дочерью правителя маленького греческого города-государства, пострадавшей в гонение Диоклетиана (303-313 гг.) Родитель отправился в Рим убалтывать императора, чтобы тот не затевал войны с его полисом, и зачем-то взял с собою несовершеннолетнюю дочку.

В позднейшей литературе говорится, что она была с Керкиры (принцесса Корфу, так сказать), но в первоисточнике этого нет. Да и с чего бы Диоклетиан стал воевать с Керкирой, которая к тому моменту была в составе его империи уже полтысячи лет?

Императору малолетка приглянулась, но на его сватовство она ответила отказом, потому что ранее (в 11 лет) дала христианский обет девства. Тогда император приложил максимум усилий, чтобы понравиться будущей святой. Её бросили в тюрьму, бичевали, топили в реке и расстреливали из луков. Процесс ухаживаний сопровождался обычными в таких случаях чудесами: благодаря ночным визитам ангелов Филомене всё было как с гуся вода и на каждый следующий день она была как новая. С её чудесной неуязвимостью покончили, как с "горцем", то есть отрубив голову. Теперь вопрос: как вышло, что до XIX века об этом не было известно ровным счётом ничего?

В 1802 году при раскопках в катакомбах Прискиллы обнаружили захоронение. Костные останки принадлежали девочке 13-15 лет, надгробные таблички содержали символы (пальма, якорь и стрелы, которые сочли знаками мученичества), а также надпись "PAX TECVM FILVMENA", т.е. "Мир с тобой, Филомена". Осадок на дне погребального сосуда почему-то приняли за высохшую кровь. Надо заметить, что тогда вообще было принято считать наличие таких сосудов знаком мученичества. Археологи расстались с этим заблуждением чуть позже.



При обнаружении могилы таблички были в другом порядке: lumena paxte cumfi. Среди археологов считается, что их изначальный порядок менялся намеренно в случаях, когда в нишу хоронили кого-то другого, к кому прежняя надпись не имела отношения.

В 1805 году останки поместили в часовню как святые мощи, в 1827 к ним приложили те самые таблички, в 1833 монахине Марии Луизе ди Джезу Филомена (сама!) подробно рассказала ту историю, что вкратце изложена выше, и в 1837 году папа Григорий XVI авторизовал её местное почитание в качестве святой после случая исцеления по молитвам к ней.

Проблемы начались в ХХ веке, когда при написании статей для Католической Энциклопедии учёные взялись за изучение вопроса. Конечно, рассказ монахини, которой по ночам являлась святая и рассказывала свою биографию, весьма занимателен, хотя и содержит некоторые странности, начиная с латинского имени греческой девочки. Однако проверить его было нечем, да и, что уж там, признаемся откровенно, он очевидно представляет собой вторичную компиляцию уже известных и вполне традиционных сюжетов, не приправленных ни одной характерной исторической подробностью. Беспристрастный анализ истории не оставляет сомнений, что она фиктивна.

Потом, как удалось установить, таблички относятся к середине или второй половине II столетия, а само тело принадлежит к тому периоду IV столетия, когда гонения уже прекратились.



Якорь с табличек, древнейший христианский символ надежды для корабля церкви среди бушующего моря житейских невзгод, перекочевал на икону как орудие страстей и знак неудачного утопления мученицы в Тибре.

Папский престол формально сослался на то, что канонизации Филомены никогда не было - это сложная процедура, так что одного разрешения к почитанию со стороны папы Григория XVI тут недостаточно, и быстренько изъял Филомену изо всех календарей и списков (хотя в самый главный официальный канон святых её никогда и не включали). Но беда в том, что к тому времени уже установилось сильное и повсеместное почитание святой Филомены! Было построено несколько церквей в её честь, написано много благочестивых книжек, описаны чудеса, нашла спрос религиозная атрибутика с её именем. Больше того - несколько известных католиков, способствовавших распространению её почитания, уже сами стали святыми!

И проблема существует поныне: практическое почитание св. Филомены есть - храмы остались, и литании с её мощами совершаются, и иконы продаются, в общем, всё как у нормальных святых. А официального благословения на всё это нет. В свете изложенного ясно, что в православной церкви культа Филомены не существовало никогда, однако неофициально и в частном порядке кое-где в Греции появляются её иконы и частицы мощей. Ведь Мария Луиза сказала, что Филомена была из Греции, а для греков это важно.




А эта икона красивая. Но только на ней какая-то взрослая тётка, а не девочка подросток. В сети, кстати, масса изображений Филомены с отчётливо педофильским привкусом. Может, оно и ненарочно, просто эротичная чувственность католической живописи так сочетается с изображением ребёнка... всё равно брр.

святые которых не было

Previous post Next post
Up