В благочестивой литературе при описании истории этого праздника между собою обычно смешивают два сюжета, которые друг с другом, в общем, не связаны. Первый - это видение юродивого Андрея во Влахернском храме, а второй - чудесное избавлении Константинополя от нашествия вражеских полчищ. Сейчас многие считают, будто празднуемое сегодня явление Богородицы, покрывающей людей своим омофором и молящейся за них, произошло именно во время такого нашествия и послужило знамением будущего спасения города.
На самом деле, избавление от агарян и скифов, которое традиционно приписывается заступничеству Божией Матери и запечатлено в церковной гимнографии кондаком "Взбранной Воеводе", имело место в 626-м, 670-м гг., и ещё то ли в начале VIII века, то ли в 840-м г.(есть разные версии). И празднуется оно не сегодня, а в субботу 5-й седмицы Великого поста ("Похвала Божией Матери").
А с блаженным Андреем вообще всё весело. Во-первых, это вымышленный персонаж, как вымышлена и вся его история. Помните старца Анатолия из фильма "Остров"? Вот почитание Андрея - это всё равно что почитание Анатолия и торжественное воспоминание чудесного изгнания им беса из некоей девицы. Житие Андрея юродивого известно большинству читателей лишь в сильно сокращенной и отредактированной версии, а оно вообще переполнено всякого рода явлениями, видениями и сновидениями, смутными пророчествами, чудесами, сказочными превращениями и т.п. Среди всех чудесатостей жития явление Божией Матери - лишь "проходной" эпизод. Это такая благочестивая беллетристика (романов тогда ещё не писали) вполне в литературном вкусе своей эпохи.
Из жития никак не следует, что мистическое видение было как-то связано с какими-либо внешними событиями. С литературно-исторической точки зрения оно хорошо изучено и оценено как набор талантливо переработанных заимствований и компиляций из других житий, а также известных и неизвестных нам произведений античной и позднейшей эпох, отчасти - как вымысел автора. Этот автор относит годы жизни юродивого к середине V века (причем делает себя участником событий и другом Андрея, а свое произведение стремится выдать за писание той же эпохи, но его подводят многочисленные анахронизмы и другие явные и косвенные признаки, указывающие на X век).
Изначально греки понимали, что имеют дело с благочестивым вымыслом, а вот когда житие было переведено на славянский язык и попало на Русь, то наши благочестивые, но без меры доверчивые и простоватые предки приняли его за подлинную историю и так ею вдохновились, что создали вокруг неё целый культ. (И у них неплохо получилось, кстати.)
Спустя столетия, в 1952 году греки всё-таки включили праздник в свой богослужебный календарь. При этом, чтобы как-то обосновать его, они переместили Покров на 28 октября (н.ст.), привязав к своему национальному празднику OXI ("Охи" по-гречески значит "Нет"). Суть праздника в том, что греки ответили отказом на ультиматум итальянских фашистов и вступили во Вторую Мировую войну. Разумеется, в нынешнем описании праздника наличествуют свидетельства о помощи Божией Матери во время тех трагических событий.
Ну, и теперь главное. Выходит, празднуемое событие является вымыслом и никогда не имело места, а нам сегодня толком и праздновать нечего? Но православный христианин верует и опытно познаёт, что Божия Матерь неослабно молится за весь род человеческий, и всех нас постоянно покрывает Своим омофором - не только в Константинополе столетия назад, но и ныне по всей земле, и так будет до скончания века. Поэтому прекрасный праздник Покрова замечательно оправдывает свое название, служа выражением нашей благодарности Пресвятой Деве за Её покровительство и все бесчисленные благодеяния, которые Она оказывает нам непрестанно.
Единственное, чем, вероятно, можно было бы в связи со всем этим озаботиться, это перенесением акцента в текстах праздничной службы с воспоминания о видении блаженного Андрея на вселенскую благодарность Богородице за Её благодатный покров, но на это надежда слабая, почти никакой. Как говорится, если это работает, не надо это чинить.