Кое-что о Покрове

Oct 14, 2020 12:07

В благочестивой литературе при описании истории этого праздника между собою обычно смешивают два сюжета, которые друг с другом, в общем, не связаны. Первый - это видение юродивого Андрея во Влахернском храме, а второй - чудесное избавлении Константинополя от нашествия вражеских полчищ. Сейчас многие считают, будто празднуемое сегодня явление Богородицы, покрывающей людей своим омофором и молящейся за них, произошло именно во время такого нашествия и послужило знамением будущего спасения города.

На самом деле, избавление от агарян и скифов, которое традиционно приписывается заступничеству Божией Матери и запечатлено в церковной гимнографии кондаком "Взбранной Воеводе", имело место в 626-м, 670-м гг., и ещё то ли в начале VIII века, то ли в 840-м г.(есть разные версии). И празднуется оно не сегодня, а в субботу 5-й седмицы Великого поста ("Похвала Божией Матери").

А с блаженным Андреем вообще всё весело. Во-первых, это вымышленный персонаж, как вымышлена и вся его история. Помните старца Анатолия из фильма "Остров"? Вот почитание Андрея - это всё равно что почитание Анатолия и торжественное воспоминание чудесного изгнания им беса из некоей девицы. Житие Андрея юродивого известно большинству читателей лишь в сильно сокращенной и отредактированной версии, а оно вообще переполнено всякого рода явлениями, видениями и сновидениями, смутными пророчествами, чудесами, сказочными превращениями и т.п. Среди всех чудесатостей жития явление Божией Матери - лишь "проходной" эпизод. Это такая благочестивая беллетристика (романов тогда ещё не писали) вполне в литературном вкусе своей эпохи.

Из жития никак не следует, что мистическое видение было как-то связано с какими-либо внешними событиями. С литературно-исторической точки зрения оно хорошо изучено и оценено как набор талантливо переработанных заимствований и компиляций из других житий, а также известных и неизвестных нам произведений античной и позднейшей эпох, отчасти - как вымысел автора. Этот автор относит годы жизни юродивого к середине V века (причем делает себя участником событий и другом Андрея, а свое произведение стремится выдать за писание той же эпохи, но его подводят многочисленные анахронизмы и другие явные и косвенные признаки, указывающие на X век).

Изначально греки понимали, что имеют дело с благочестивым вымыслом, а вот когда житие было переведено на славянский язык и попало на Русь, то наши благочестивые, но без меры доверчивые и простоватые предки приняли его за подлинную историю и так ею вдохновились, что создали вокруг неё целый культ. (И у них неплохо получилось, кстати.)



Спустя столетия, в 1952 году греки всё-таки включили праздник в свой богослужебный календарь. При этом, чтобы как-то обосновать его, они переместили Покров на 28 октября (н.ст.), привязав к своему национальному празднику OXI ("Охи" по-гречески значит "Нет"). Суть праздника в том, что греки ответили отказом на ультиматум итальянских фашистов и вступили во Вторую Мировую войну. Разумеется, в нынешнем описании праздника наличествуют свидетельства о помощи Божией Матери во время тех трагических событий.

Ну, и теперь главное. Выходит, празднуемое событие является вымыслом и никогда не имело места, а нам сегодня толком и праздновать нечего? Но православный христианин верует и опытно познаёт, что Божия Матерь неослабно молится за весь род человеческий, и всех нас постоянно покрывает Своим омофором - не только в Константинополе столетия назад, но и ныне по всей земле, и так будет до скончания века. Поэтому прекрасный праздник Покрова замечательно оправдывает свое название, служа выражением нашей благодарности Пресвятой Деве за Её покровительство и все бесчисленные благодеяния, которые Она оказывает нам непрестанно.

Единственное, чем, вероятно, можно было бы в связи со всем этим озаботиться, это перенесением акцента в текстах праздничной службы с воспоминания о видении блаженного Андрея на вселенскую благодарность Богородице за Её благодатный покров, но на это надежда слабая, почти никакой. Как говорится, если это работает, не надо это чинить.

историч.справка, святые которых не было, праздники

Previous post Next post
Up