Святые, которых не было: Ифигения, дочь Эгиппа

Dec 30, 2019 10:52

Мало кто подозревает о существовании такой святой, даже Православная Энциклопедия считает, будто бы она почитается лишь в католицизме. Однако в 1956 году Элладская церковь, не говоря худого слова, просто включила её в список святых, празднуемых 16 ноября н.ст. Просто выпустила новый Служебник с Ифигенией в месяцеслове, и не сказала не только худого, но и доброго слова, вообще никакого - что хочешь, то и думай. Естественно, я подумал, что речь идёт о крестнице ап.Матфея.

Есть такой сборник латинских апокрифических текстов "История апостолов" псевдо-Авдия. Написан он был во Франции не раньше VI века, и в средневековой Европе стал весьма популярен. Среди его текстов есть "Мученичество ап.Матфея" - единственный источник сведений об Ифигении. Согласно повествованию, Матфей 23 года проповедовал в Эфиопии, обратил в христианство тамошнего царя Эгиппа и, конечно, всю его семью.




Второе по древности известное изображение Ифигении - мозаика Сан-Марко в Венеции (нач. XIII в.) Матфей крестит Эгиппа, ждущие своей очереди женщины - царица Эвфенисса и царевна Ифигения.

Потом Эгипп умер, его племянник захватил власть и захотел жениться на Ифигении, но она под покровительством апостола приняла обет девства и эстафету христианской проповеди. Пережила своих недоброжелателей, кучу чудесных событий и, наконец, померла. Попытки позднейших исследователей вывести хотя бы крупицы исторической правды из эпической истории не увенчались успехом.

В основном сошлись на том, что это компиляция разных текстов, причём биография самой Ифигении имеет смутное сходство с её мифической тёзкой - самой красивой дочерью Агамемнона. Обеим светила сомнительная перспектива брака, вместо обеих совершается заместительная жертва (там коза, здесь апостол), да и само имя претендента на руку девы было Гиртак - в точности как у троадского царя в том же мифе о троянской войне, тоже имевшего матримониальные претензии.

Века с XVI-го, когда Европа стала активно осваивать колонии, Ифигения сменила цвет кожи и стала в ряд покровительниц чернокожего меньшинства. Так её католики с тех пор в основном и изображают, но у греков теперь есть собственное видение вопроса.



Греческий вариант жития не имеет ничего общего с римо-католическим, но не менее фантастичен, хотя и гораздо более кровожаден (там лютый треш, не завидую, кто по-гречески читает). Он со вкусом описывает те мучения, которым в гонение Нерона якобы подвергли в Назарете 15-ти летнюю девушку принуждая её отказаться от Христовой веры. Кажется, житие списано сразу отовсюду, автор будто бы просто прикалывался, но пусть его подвергают критическому анализу другие поколения, нам и так всё ясно.

Теперь самое главное то - что можно дочку Ифигенией назвать (См. журнал 165). Не знаю, правда, как оно звучит "уменьшительно-ласкательно": не Фигушка же.

святые которых не было

Previous post Next post
Up