Кое-что о цвете ангелов

Oct 02, 2019 22:17

Один из минусов старых книг по церковному искусству в том, что авторы пользовались чёрти какими иллюстрациями. Из-за этого у Редина ("Мозаики Равеннских церквей", СПб, 1896) много забавных недоразумений.
При описании мозаики со сценой отделения овец от козлищ он говорит, что Христос стоит, что козлища слева от него - чёрные, и что ангел на стороне праведных - голубого цвета, а стоящий на стороне грешных, как повинных геенне огненной - красного, огненного цвета.



На самом деле, как мы видим, всё ровно наоборот.

Далее он замечает, что "с такого рода окраскою ангелов для лучшего определения" мы встречаемся позже и в других памятниках византийского искусства, но не смеет сказать, что эта окраска ровным счётом ни черта не значит. Ангелы бывают красные, синие, белые, зелёные, золотые, просто разноцветные, и каждому цвету можно придумать (и придумывается) какое-то своё объяснение. А это просто красивое такое разнообразие, приличествующее случаю. Мы же одеваемся по-разному, идя в гости или в лес. Ну и ангел может принарядиться, чтобы лучше проиллюстрировать мысль художника.

Если серьёзнее, то в "Страдающем Средневековье" мне попадалась версия, что синий ангел - чуть ли не первое иконографическое изображение дьявола, но это чушь, конечно. Например, рисовать херувимов и серафимов красными и синими вполне традиционно для иконографии, разве что в западной и восточной традиции они меняются цветами.

ангелоложество, сан-аполлинаре-нуово, равенна, иконы

Previous post Next post
Up