В провинциальном антикварном магазинчике на подъезде к Джорданвиллю сыскалась дощечка, украшенная цитатой и предназначенная для украшения стены в доме. (Сейчас такие называются
atkritka и украшают собой бложики). Обратившее на себя внимание высказывание мне показалось для Америки крайне нетипичным, в переводе оно звучит как-то так: "Когда каждая блоха считает, что живёт на лучшей в мире собаке - вот что такое настоящий патриотизм!"
И особенно близко воспринимаются "зарубежные письма" Салтыкова нашего Щедрина собственно за рубежом да ещё в тот момент, когда рассуждения о патриотизме и передвижениях границ стали в обществе особенно актуальны.
«Ибо, в сущности, что̀ такое отечество, Захар Иваныч (Захар Иваныч оттопыривает губы)? Отечество, Захар Иваныч, это есть известная территория, в которой мы, по снабжении себя надлежащими паспортами, имеем местожительство. Вот что̀ такое отечество. Но я не могу скрыть от вас, Захар Иваныч, что территория, о которой я говорю, нередко изменяет свои очертания, отчасти вследствие военных удач или неудач, отчасти же вследствие дипломатических договоров и конвенций. Так, до 1871 года, Страсбург был французским отечеством, ныне же, вследствие парижского договора, он сделался немецким отечеством. Подобно сему, Измаил долгое время состоял нашим отечеством, потом перестал быть оным, а ныне опять сделался таковым. Кто знает, быть может, со временем мы увидим мервских исправников, подобно тому как уже видим исправников карсских, батумских и иных? Благодаря этим изменяемостям, любовь к отечеству приобретает несколько абстрактный характер, вследствие чего многие, при упоминовении об отечестве, только оттопыривают губы.
И вот, для того чтоб мы не оттопыривали губ, но понимали этот предмет во всей его ясности, нам предлагается начальство. Начальство, Захар Иваныч, есть нечто уже совершенно определенное, имеющее границы явственные и непререкаемые: от коллежского регистратора до действительного тайного советника включительно. И в этих границах мы всем должны повиноваться и всех любить. Конечно, горьконько бывает повиноваться коллежским регистраторам, но горечь эта несомненно и с избытком уравновешивается сладостью повиновения тайным и действительным тайным советникам…»
М.Е. Салтыков-Щедрин. «За рубежом. Письма к тетеньке.»
Дальше ещё круче, очень тяжело остановиться и решиться прервать цитату.
Хватит читать новости, читайте классиков.