Кое-что о молитве

Oct 18, 2010 23:19

У papá была собака, дружелюбная такая бульдожка, непрерывно демонстрировавшая крайнюю степень готовности стащить что-нибудь со стола. И как-то на мой укор, что надо же всё-таки псину воспитывать, папа в шутку продемонстрировал, как замечательно она выдрессирована. Непрерывно приговаривая "нельзя, нельзя", он выложил из своей тарелки на край стола кусочек чего-то вкусного. Собачий нос замер в непосредственной близости от лакомства. Через мгновение-другое папа дал команду "взять", которую собака с готовностью "исполнила". "Надо же, успел", заметил я, после чего мы благодушно посмеялись. Было слишком очевидно, что команда едва успела опередить начавшееся движение собачьей морды к угощению, предназначенному для воспитанной собаки.
Эта история приходит мне на память, когда речь заходит о силе и действенности молитвы. Мы знаем, что молитва бывает трёх родов: хвалебная, просительная и благодарственная, но преимущественно за просительной мы признаём свойство что-то изменять в этом (или даже том) мире, и верим в это её свойство. А суть просительной молитвы всегда укладывается вот в это "взять" (обычно, всё-таки, "дать") - команду, посылаемую Небу. Иногда её успеваешь вставить в ход событий, иногда нет, иногда вставляешь с тем же успехом, как если бы перед собакой был пустой стол, с которого и брать нечего. Никто и никогда не сумеет доказать, что ход вещей со всей своей естественностью или, напротив, непонятными изменениями, не является плодом чьих-то молитв, и наоборот.
Интерпретация результата прошений не отличается особым разнообразием. Если просимое в молитве получено, то мы понимаем, что это произошло не иначе, как вследствие молитвы, если нет - значит, у Бога свои виды на вожделенный для нас плод. Может показаться обидным, конечно, когда эти виды не только не соответствуют нашим примитивным представлениям о Всеблагом и Всемогущем, но и вовсе покушаются их разрушить, однако нас это не смущает, потому что в священных скрижалях все ходы записаны, и мы знаем, что "Мои мысли - не ваши мысли" (Ис 55:8) и т.д. Это должно послужить вполне исчерпывающим объяснением при любых наших умственных или нравственных затруднениях понять логику происходящих событий.
Ещё один затруднительный момент для постижения причинно-следственной связи между молитвой и последующей действительностью, это невозможность зафиксировать эту связь. Вот если сто раз насыпать в стакан воды соль, то мы сто раз получим стакан солёной воды. С молитвой не так. Можно тысячу раз попросить о довольно простой вещи и не получить её, а можно один раз попросить что-то невообразимое - и получить с избытком. А можно и не просить с тем же результатом. Да, Иисус сказал "просите - и дастся вам", а Воланд сказал, что "никогда ничего не просите - сами придут и всё дадут", но жизнь оговаривает условия совсем иначе: "просите/не просите - всё равно либо дастся, либо нет".
Вообще же связь между посылом и результатом - исключительно предмет веры. Собственно, я знаю только один род молитв, который действует проверенно и безотказно: это молитвы освящения, благословения и т.п. Кто не верит, может попробовать сам. Произнес формулу освящения - всё, вещь освящена. Правда, разница между освященной и неосвященной вещью тоже будет неочевидна и всё равно в конечном итоге явится предметом веры, но неважно.
Однако что-то, всё-таки, молитва всегда меняет довольно заметным, а то и очевидным образом. Вернее, не "что-то", а "кого-то": речь идёт о молящемся человеке. Молитва меняет именно его. Или не меняет. Или меняет не так, как ему самому хотелось бы. Но у меня, честно говоря, нет уверенности, что она призвана менять что-то ещё.

молитва

Previous post Next post
Up