В основе книги - концепции К.Юнга. Здесь есть развернутая иллюстрация того, как сексуальность и способность радоваться зависят от доступности глубинных слоев нашей личности. Речь идет о возрождении того, что автор называет "душой святой проститутки". Без осознавания и символизации ее образа мы постоянно проживаем лишь роли Персоны. Эмоциональная глубина и полнота жизни связаны с ее достижением. В книге приведены несколько случаев из клинической практики, иллюстрирующих это.
Когда мир был молод, душа еще не враждовала с плотью. Юнгианский аналитик Нэнси Куоллз-Корбетт воссоздает образ жрицы, совершавшей перед лицом богини акт любви с чужестранцем. Этот священный брак знаменовал соединение божества со смертным. В современности связь духовности с чувственностью утрачена. Отсюда неудовлетворенность в паре и упадок жизненных сил у женщины. Автор показывает, как восстановить эту связь. Некоторые вопросы вызывает перевод. В оригинале используется английское слово sacred - сакральный, священный. Слово «святой» в русском языковом сознании слишком тесно связано с христианством, чтобы его употребление применительно к языческому миру не вызывало лингвистического дискомфорта.
В книге обсуждаются аспекты архетипического образа святой проститутки. Автор подводит читателя к пониманию природы фемининности и вечной женственности. Исследования автора относятся к связи сексуальности с духовностью и показывают, как один аспект может оживить другой, как образ святой проститутки может побудить современных мужчин и женщин к активной жизни.
Нэнси Куоллз-Корбетт - доктор философии, дипломированный юнгианский аналитик, живет и работает в Бирмингеме, штат Алабама. Закончила Институт К.Г. Юнга в Цюрихе, получила степень доктора философии в Union Graduate School.
Цитаты из книги
Нэнси Куоллз-Корбетт - Святая проститутка. Архетип вечной женственности.
***Что же есть во мне такого, что роднит меня со святой проституткой? Нашему современному мышлению само сочетание этих слов кажется противоречивым. "Святость" или "сакральность"подразумевает почитание божественной духовности, "проститутка" подразумевает осквернение человеческого тела. Как могут совмещаться эти слова, если сам разум отделен от материи, духовность - от сексуальности? Тайна этого парадокса лежит в основе содержания этой книги.
***
Многие женщины, не будучи уверенными в своей женственности и ощущая свое отчуждение, находятся в состоянии отвергнутого ребенка, цепляющегося за уходящего от него отца.
***
Святая проститутка является храмовой жрицей, посвященной в таинство, духовно восприимчивой к потоку фемининной энергии, исходящему от Богини и протекающему через нее, но вместе с тем она с радостью осознает красоту и страстность своего тела. Подвластная космической энергии любви, она превозносит Богиню, испытывая физическое наслаждение и духовный экстаз. Она открывает маскулинности возможность божественного проникновения, а фемининности - возможность перестать от него отказываться.
***
***
***
Почему сегодня так эксплуатируется и унижается женская сексуальность, тогда как раньше она высоко почиталась? Как людям прийти к более высокому пониманию смысла вечной женственности? И почему произошло разделение духовности и сексуальности, словно они противоположны друг другу?
***
***
...жалобы на опустошенность объяснялись тем, что называется утратой "богини" - возрождающей жизнь, приносящей любовь, изобилие и страсть, - и вместе с тем чувственной жрицы, земной женщины, которая привносит в человеческую жизнь черты божественности. была утрачена связь с важным пластом инстинктивной жизни - наслаждением, красотой и творческой энергией, - в котором соединяются сексуальность и духовность.
Увеличение материальной зависимости, физическое насилие, неразборчивость в сексуальных отношениях, чрезвычайно высокий темп жизни, не дающий возможности почувствовать человеку свою внутреннюю пустоту, - все это указывает на утрату важной составляющей человеческого бытия. Если мы находим себе опору в поверхностной жизни, у нас постепенно появляется некое отупление и мы испытываем нехватку внутренних ресурсов, которые дали бы нам новое ощущение жизненной силы.
***
Архетип - доисторическая часть унаследованной человеком психики, которая является общей для всех людей. Обладая реальной психической сущностью, архетип наделен энергией, способной активизировать и трансформировать содержание сознания. При активации архетипа, высвобождающая специфическая энергия распознается сознанием и ощущается телом через эмоции. Так, например при активации архетипа богини любви нас наполняет сексуальная страсть, жизнелюбие, красота и духовное обновление.
***
Мои выводы не следует рассматривать в качестве окончательных выводов о природе женщины, ибо я обращаюсь лишь к одному аспекту: инстинктивному, эротическому, динамичному аспекту природы феминности. Точнее говоря, я пишу о позитивных аспектах архетипического образа святой проститутки. У него существует две грани: сакральная и профанная, мирская. Темную сторону распознать очень легко: она проявляется в бесчисленных бездушных способах злоупотребления женской сексуальностью. Позитивные аспекты известны гораздо меньше, ибо все ее сакральные аспекты со временем оказались отчуждены от этого образа. ... Мои исследования относятся к внутренней связи сексуальности и духовности и направлены на осознание того, как один из этих аспектов может оживить другой.
***
***
Проходя в открытые двери храма, святая проститутка начинала свой танец под музыку флейты, тамбурина или цимбалы. Каждый ее жест, выражение ее лица и движения ее гибкого тела, все ее поведение предвещало наступление страсти. В ее теле нельзя было заметить никакой фальшивой стыдливости, и во время танца под прозрачным шафранным платьем можно было рассмотреть очертания ее женских форм. Движения ее были грациозными, ибо она прекрасно осознавала свою прелесть. Святая проститутка была полна любви, и во время танца ее страсть постепенно возрастала. В экстазе она переступала через все границы, отдаваясь и божеству, и чужестранцу.
***
Пока богиня в изгнании, в жизни людей не могут продолжаться интимные удовольствия, и язык любви должен замолчать.
***
Ее сексуальная сущность является интегральным аспектом ее духовной сущности. Для большинства из нас такое соединение превращается в противопоставление. Однако в античную эпоху эти сущности представляли собой единое целое.
***
В эпоху античного матриархата в центре человеческой жизни были природа и плодородие. Люди жили намного ближе к природе и потому их боги и богини были природными божествами. Они вершили судьбы людей, давая урожай или насылая засуху или наводнение. Эротическая страсть была присуща самой сущности человека. Половое влечение и ответная сексуальная реакция, воспринимавшиеся как воспроизводящая сила, считались даром и благословением богов. Сексуальность мужчины и женщины не отличались от их религиозных установок. В своих благодарственных восхвалениях или в просьбах и мольбах люди посвящали богине половой акт, исполненный благоговения и страсти. Это было почетное и набожное совокупление, исполненное поклонения божеству и доставляющее удовольствие как бессмертным богам, так и простым смертным. Ритуалы сакральной проституции развивались внутри матриархальной системы, не отделяя сексуальность от духовности.
***
Святые проститутки были часто известны под именем Сестер Милосердия или Граций, поскольку их занятие требовало уникального сочетания очарования и доброты, называемой charis (лат. caritas), которую позже стали называть милосердием. По существу, как и каруна в Хинди, это было сочетанием материнской любви, нежности, душевного комфорта, мистического наслаждения и секса.
***
***
Деградация мирской проституции, в которой отражалась Теневая сторона фемининной сексуальности, зашла очень далеко; она была полной противоположностью сакральной проституции, в которой сексуальность посвящалась богине: эти два вида проституции так и существовали, будучи противоположными друг другу. Конечно, можно поразмышлять над тем, почему одни мужчины и женщины шли в храм, а другие - в бордель.
***
Обесценивание женщины - это неизбежный этап в истории человечества; ибо оно происходит не из-за ее позитивной ценности, а вследствие мужской слабости, которую порождает ее авторитет. В женщине воплощаются природные таинства, порождающие у мужчины тревогу, и он выскальзывает у нее из рук, освобождаясь от своей зависимости от природы (Simone de Beauvoir, The Second Sex).
***
***
В новой традиции женщина стала Евой, воплощением чувственного соблазна, главной виновницей грехопадения мужчины; она не устояла перед искушением бесовских сил и, в свою очередь, соблазнила мужчину. ... Женская чувственность больше не считалась божественным даром, а так как она утратила эту основу, ее стали безжалостно эксплуатировать. Все качества женщины, которые раньше считались священными, стали причиной ее унижения.
***
...Такое представление о женщине нашло внешнее проявление в повсеместной охоте на ведьм, которая происходила в XV-XVII веках. Женщины тайно встречались и зачастую не отказывали себе в том, чтобы потанцевать или исполнить "языческие" ритуалы, похожие на культовые ритуалы богини. Обладающие искусством изготовления всевозможных лекарств и овладевшие искусством исцеления от болезней, они стали внушать подозрение рациональному мышлению. Этих женщин, которые таким образом выражали свой протест против церковного и государственного надзора, а зачастую только тех, которые по той или иной причине выделялись из общей среды, подозревали в колдовстве и считали ведьмами.
***
Так как маскулинное духовное начало стало доминирующим, позитивная ценность инстинктивной природы фемининности и ее признание ушли в бессознательное. Именно эта природа, столь идентичная образу святой проститутки, требует своего возрождения, ибо оно становится жизненно важным при достижении целостности и мужчиной, и женщиной.
***
***
Символический образ богини любви по-прежнему несет в себе ощущение женской красоты, связанной с чувственным влечением.
***
Активная сторона фемининности похожа на божественное сумасбродство души, описанное в платоновском "Федре", которое активизирует первобытные силы, побуждающие нас выйти за рамки ограничений и условностей социальных норм и рациональной жизни. В этом смысле Эрос порождает экстаз, освобождение от конвенциональных групповых норм... Экстаз может моментально родиться в глубине человеческой психики и, возрастая, привести к глубинному развитию личности. (The Feminine in Jungian Psychology and in Christian Theology).
Этот динамический, изменяющий, трансформирующий аспект личности непосредственно связан с богиней любви и с идентификацией со святой проституткой. При его воздействии мы в ином свете видим внешний мир и самих себя. Начинают проявляться творческие силы, а рациональные пределы и ограничения отступают в иррациональную область, где отсутствуют условности. Новые установки, возникшие вследствие такого психического потрясения, да и вся жизнь обретают новый смысл. Желаемые изменения происходят рука об руку с предпринятым творческим риском. Такие же чувства можно испытать во время влюбленности, ибо независимо от причины их появления они возникают из трансформирующего аспекта фемининности, который связан с богиней любви.
Главными действующими лицами в сценарии сакральной проституции являются: богиня любви, чужестранец, который приводит ее в храм, и сама святая проститутка, а основным событием - священное бракосочетание.
***
***
Богиня
Богиня любви, страсти и плодородия в разное время у разных народов имела разные имена.
В Шумере ее называли Инанной, а в Вавилоне - Иштар. В Персии существовал культ Анахиты, тогда как хаананиты, иудеи и финикяне преклоняли колени перед алтарем богини Анат, которую также называли Астартой или Аштарт. В Египте она носила имя Изис, а еще раньше ее отождествляли с Хатхор. В Лидии этой богиней была Кибела, а в Риме - Венера.
В Греции это была прекрасная Афродита, которая не имела никакого отношения к плодородию - с ним было связано имя Реи или Деметры. Афродите имела власть над любовью и страстью, и, по всей вероятности, ее образ по сей день связан с ними больше всего.
Независимо от своего имени и от места, где ей поклонялись, богиня любви ассоциировалась с весной, временем расцвета природы, когда проснувшиеся от зимней спячки семена взрываются в стремительном порыве роста.
Афродита Киренская (греческая статуя раннего периода)
***
Женщина, пришедшая к познанию сущности богини, все лучше и лучше осознает тот божественный аспект ее фимининной природы, который является частью ее Самости. Вместо того чтобы доминировать в ее жизни, ее Эго действует заодно с Самостью ... у нее не бывает острых эмоциональных реакций на критические суждения, которые она слышит в свой адрес. Например, она считает свое тело прекрасным и хорошо понимает, что в какой-то мере его красота представляет собой проявление Самости. ... Женщина, осознающая присутствие богини, уделяет внимание своему телу, ухаживает за ним, используя разные питательные бальзамы и занимаясь физическими упражнениями, получая наслаждение от ритуалов омовения своего тела, тщательно подбора косметики и одежды. ...
Такая женщина является девственной. Ее девственность не имеет ничего общего с ее физиологическим состоянием, а характеризуется ее внутренней установкой. Ее самоощущение не зависит от реакции на нее окружающих. Девственная женщина - не просто дополнение мужчины, кто бы он ни был: отец, любовник или муж. Как и они, женщина имеет полное право на то, чтобы оставаться самой собой. Ею не управляет некая абстрактная идея, какой она "должна" быть или "что о ней подумают люди". Вот что об этом пишет Эстер Хардинг:
Женщина, которая является девственницей, единственной в своем роде, делает то, что она делает, - не для того, чтобы получить удовольствие, чтобы ее любили и чтобы заслужить одобрение, ... не из-за какого-то желания обрести власть над другим, вызвать у него интерес или любовь, а потому что все, что она делает, является истинным ... На нее, как на девственницу, не влияют взгляды обычных, недевственных замужних и незамужних женщин, она всегда выбирает правильный путь и поступает целесообразно ... Она - такая, какая она есть, потому что такой она является по самой своей сути.Филон Александрийский, иудейский философ, живший в 1 веке н.э., так описывал истинное значение сущности девственности женщины:
...связь с мужчиной ради рождения ребенка приводит женщину к потере девственности. Но если ее душа становится связанной с Богом, эта связь позволяет ей, уже ставшей женщиной, вновь превратится в девственницу...
***
***
Скорбь - это способ интеграции сознанием факта изменившихся обстоятельств; то, что было, уже не будет продолжаться, и невозможно оставить все так, как было. Ритуальное выражение печали помогает произойти множеству изменений в жизни. Если, например, человек не пожертвует детской идеализацией и не даст себе времени, необходимого для переживания печали, связанной с принятием неизбежной утраты, ему все время не будет хватать ощущения защищенности и безопасности, а он сам никогда не отважится пойти на риск и столкнуться с угрозами, существующими во внешнем мире.
***
Трансформация может произойти лишь тогда, когда прежние установки и ценности уступают место новым.
***
Только освободившись от влияния властной матери мужчина может вступать в зрелые отношения с женщиной. Мужчина, у которого не произошло психологического отделения от матери, смотрит на женщину только как на объект, который по первому требованию сразу удовлетворяет его потребности в сексе. Но такое наслаждение является эфемерным ... он никогда не ощущает духовной размерности полового акта. Его сердце остается совершенно нетронутым, его душа не получает тепла.
***
Ариадна (Вилла Мистерий, Помпеи)
***
Наслаждение любовью подменяется навязчивой потребностью во власти.
***
Богиня любви, которая представляет собой архетипический образ, наделенный особой психической энергией, является самой властной богиней. Ее царство простирается от Земли до Небес: это чудесный мир божественной и окружающей нас внешней реальности. Сияющая, жизнерадостная богиня является жизнеутверждающим началом и в мужской, и в женской психике. Она воплощает активный жизненный принцип Эроса, позволяющий нам не только войти в контакт с нашими эмоциями, но и соприкоснуться с эмоциональной сферой другого человека.
Богиня привносит с собой любовь и восторг. Она соединяет в себе природное сексуальное влечение и изощренное искусство полового акта. «Сущность Афродиты заключается в трансформации под воздействием силы красоты и любви - то есть под воздействием [психической] энергии, которая является источником всех изменений.
***
Святая проститутка - это смертная женщина, посвятившая себя богине. Ее красота, грациозные движения, отсутствие всякой двусмысленности и тревоги, а также осознание своей сексуальности, - черты, присущие и самой богине, - порождаются тем благоговейным отношением, которое она испытывает к своей фемининной природе.
Святую проститутку можно рассматривать и как архетипический образ с точки зрения связи ее образа с особыми эмоциями и паттернами поведения, - но вместе с тем он является человеческим. Богиня любви и святая проститутка подчиняются одному закону - закону Эроса; при этом сам закон является и божественным и человеческим одновременно. ... Через архетип и образ святой проститутки мы приходим к осознанию черт, присущих богини любви. В таком случае мы можем осознанно интегрировать в свою земную жизнь значение присущих ей божественных черт.
***
***
Через эротический экстаз происходит осознание духовной глубины.
***
В любом возрасте девушка все время проецирует свои творческие способности на мужчину, видя себя только через призму взглядов и поступков своего возлюбленного. Она влюбляется в героя, в воплощение своих собственных неосознанных возможностей, и тогда мужчина выигрывает ее сражения, исполняет ее желания и разрешает ее затруднения.
Влюбленность всегда является результатом проекции; она не является зрелым чувством, связанным с уважением и признанием личности другого человека; скорее можно сказать, что человек влюбляется в какую-то часть собственной личности. Если партнер уже не отвечает требованиям, которые предъявляет проекция (а, наверное, это не получится ни у кого), сохранять проекцию становится просто невозможно; реальная личность человека проявляется все больше, и тогда можно только удивляться: «Что я такого в ней (в нем) нашел?»
Чтобы женщине стать самой собой, а не просто отражением своего возлюбленного, от этой проекции следует сознательно избавиться: ее следует выбросить за ненадобностью или принести в жертву. Женщина должна прийти к осознанию, что черты, которые она видит в своем возлюбленном, на самом деле есть у нее самой. В таком случае она начинает к тому же ценить по достоинству зрелую силу маскулинности, бога, находящегося у нее внутри, не утрачивая при этом связи со своей фемининностью.
***
Лукас Кранах Венера и Амур /// Лукас Кранах Венера и Купидон
***
Как и Ариадна, святая проститутка является архетипическим образом женщины, прошедшей посвящение в таинство, в процессе которого ей открывается глубинная связь с богиней любви. Интегрировав в себе возможности богини, она может становиться посредницей и доводить требования бессознательного до других женщин, если возникают сомнения в надежности конвенциональных норм.
Следовательно, святая проститутка - это смертная женщина, которая благодаря ритуалу психологического развития сознательно пришла к познанию духовной стороны своей эротики и проживает ее в соответствии с конкретными обстоятельствами. Мы можем встретиться с ней в любой сфере жизни. Женщина обязательно чувствует ее присутствие в среднем возрасте, когда мудрость сочетается с наслаждением. Святая проститутка всегда остается "единственной в своем роде",свободной от конвенциональных ограничений; она живет той жизнью, которую сама себе выбрала.
Таких женщин не следует считать сексуальными или соблазнительными в обычном смысле этих слов, ибо ее сексуальность не является поверхностной, не мотивируется сознательными установками или бессознательными влечениями. Это не наученное поведение, не приобретенное искусство и не развитые способности, а скорее филигранная утонченность ее сущности, исходящая из глубины ее души. В выражении ее лица ощущается сила, "таинственная сила, которую чувствует каждый, но которую до сих пор не объяснил ни один философ".
***
Странник (чужестранец) помогает ей совершить переход из состояния девственной невинности в состояние зрелой женственности.
***
В переводе с латыни Анимус означает "дух". Позитивный Анимус вдохновляет женщину, ведет ее в мир объектов, творчества и идей.
***
Франциско Гойя Обнаженная Маха, около 1800 г.
***
Женщина, которая испытывает сексуальную тревожность, никогда полностью не почувствует прорыва, проникновения маскулинности.
***
...Возможно, ей не удастся изменить окружающую ее патриархальную систему, но важнее то, что она не позволит этой системе изменить ее.
***
Огюст Роден, "Вечный идол", 1889 (Музей Родена, Париж)
***
Человек не может достичь нового сознания, не испытав фрустрацию, осознанные страдания и страх.
***
Сандро Боттичелли, Рождение Венеры
***
Сохранить истинное отношение к богине очень непросто. История отношения человечества к богине наложила свой отпечаток на психику современной женщины. В древние времена богине "поклонялись". Позже ... перестали почитать. ... С тех пор, как религия стала патриархальной и прекратилось преклонение перед богиней, развитие сознания женщины существенно затормозилось. Постепенно женщина пришла к почитанию богов, созданных мужчинами; маскулинные ценности стали ее ценностями; мужские установки, оправдывающие подчиненную роль женщины, стали ее установками. ... Женщина характеризовалась только с точки зрения ее отношения к мужчине. Она называла себя целомудренной, чтобы отвечать маскулинным, рациональным, физическим критериям, как предписывали законы мужчин. ... Женщина считала свою роль подчиненной ... .
***
***
Разница между психологически незрелой женщиной (девушкой) и психологически зрелой женщиной (независимо от ее возраста) заключается в том, что первая будет делать все, чтобы использовать любовь в своих целях, тогда как вторая предпочтет преклонятся любви, то есть богине.
***
Продолжительное отвержение женщиной своего тела и своей сексуальности приводит к окостенению ее сознательных установок, противоречащих ее потенциально "девственной" природе.
***
Осознание фемининной природы начинается с глубинного признания ценности своего тела и почтительного и заботливого отношения к нему. Независимо от особенностей телосложения женщины ее тело является для нее уникальным, а значит, особенным. Вместе с тем большинство женщин попалось в сети пропаганды, порожденной ловкой стимуляцией потребительского спроса, присущей миру коммерции и торговли.
Если женщина сравнивает себя с другими, вместо того чтобы оценить себя по достоинству, то раздается внутренний голос ее негативного Анимуса: «Это никуда не годится! Ты никогда не будешь хорошей (привлекательной, желанной и т. п.)!» В результате этого она невольно оказывается в плену своего стремления искать в себе воображаемые изъяны.***
Богиня со змеями. Фаянс. Кноссос, Крит (Середина 3 минойского периода, Британский Музей)
***
Отвержение женщиной своей фемининности и сопутствующее отсутствие почтительного отношения к своему телу приводит к накоплению огромной психической энергии негативным Анимусом. Он уничтожает основу ощущения женщиной своей красоты, уверенности в себе и мотивации к творчеству. Она превращается в пленницу.
***
Женщина начинает с осознания, что ее негодные либо подавленные установки и роли причиняют ей ущерб. Затем она начинает чувствовать красоту своего тела и его сексуальность. Это ощущение поддерживает связь Эго и Самости. Следует обратить внимание на установки, лишающие фемининность ее основы. Это - процесс выявления различий между тем, что действительно относиться ко мне, и тем, в чем пытается меня убедить некое внутреннее зло. Тогда может появиться ощущение присутствия богини и посвященной ей святой проститутки, которое поощряет женщину любить.
***
Активное воображение представляет собой метод сознательного взаимодействия с бессознательным содержанием. (К.-Г. Юнг, The Transcendent Function)
***
Женщина действительно начинает познавать инстинктивную фемининную природу, святую проститутку, воплощенную в теле женщины, посредством интимной связи с мужчинами.
***
Рождение Богини. Рельеф на мраморе. Рим, около 500 г. до н.э. (Национальный Музей delle Terme, Рим)
***
Женщина, которая физически и психологически признает свою фемининность, живет в гармонии со своей внутренней святой проституткой. Она служит богине любви, поддерживая священный огонь ее внутреннего чувства. Это основное пламя ее сущности, поэтому следует принять специальные меры, чтобы, вспыхнув, оно не погасло сразу или медленно не тлело, постепенно угасая. Только свободно выбрав служение богине любви, женщина сбросит с себя ярмо служения многочисленным хозяевам. Это позволит ей принести в жертву требования Эго - потребность доминировать, обладать и ощущать безопасность, привлекая внимание мужчин. Тогда Эго признает высший авторитет - Самость.
Женщины, осознающие свою истинную фемининную сущность, внимательны к мудрости сердца; они не позволяют ей смешаться с коллективными нормами и идеалами. Эта мудрость (и у мужчин, и у женщин) остается в теле и связана с законом Эроса. Посредством нее женщина приходит к осознанию своей истинной инстинктивной природы при ее соединении с духовностью, мужчиной-странником, в процессе ритуала священного бракосочетания.***
Черная Венера Lespugue
***
Святая проститутка - не только абстрактное понятие. По мнению Юнга, "понятия - это выдуманные, конвенциональные ценности. Образы - это сама жизнь". Образ святой проститутки - это образ страсти. Нам слишком хорошо известны лишь те, кто лишен в жизни страсти, знаком их безжизненный, безразличный взгляд, который может промелькнуть на улице, на вечернем коктейле и который, к сожалению, можно увидеть в собственном зеркале. Потеря образа аналогична потере радости и воодушевления: она вызывает у нас приступы жуткой апатии. Мы выдерживаем их лишь потому, что отказываемся согласиться с пустотой жизни в надежде на то, что нас что-то спасет.
В очень известной драме Петера Шаффера ("Эквий" это ощущение бесплодности усилий выражено в реплике психиатра доктора Дисарта:
Понимаете, я погиб ... дело в том, что я в отчаянии ... У меня самого на плечах эта лошадиная голова. У меня такое ощущение. Все управляется старыми понятиями и старыми представления и и напрягается, чтобы прыгнуть, не замочив ноги, и сразу попасть на новую жизненную колею, о существовании которой я только догадываюсь. Я не могу ее видеть, поскольку моя образованная среднестатистическая голова смотрит на мир под ложным углом зрения. Я не могу совершить прыжок, так как мне мешает узда, а моя собственная сила - если вам угодно, мои лошадиные силы, - слишком невелики.
Дисарт говорит от лица многих людей, несчастных вследствие существующей на Западе системы ценностей, - в которой, например, технология оказывается противоположностью природе, а мышление - противоположностью чувству. Более того, "поводья и узда" патриархальных религиозных концепций и культурных представлений уменьшают "фундаментальную" жизненную силу человека, унижая и лишая основы эротический образ фемининности, который в античные времена способствовал обновлению жизни.
В западном мире доминируют образы власти, здоровья и технических знаний - этих «богов» мы почитаем все время. Мы больше не поклоняемся богине любви; следовательно, мы лишены контейнера сексуального экстаза, нуминозного состояния, в котором внутреннее ядро личности пробуждается и открывается и самому человеку, и Другому. Бумажных сердечек и малышей-купидончиков уже недостаточно; они остаются символами сентиментального романтизма, который отвечает только желаниям Эго. Купидон, римский двойник греческого фаллического бога Эроса, превратился в пухленького коротышку, миловидного херувимчика с маленьким пенисом: этот образ очень далек от могучего фаллического бога, спутника богини любви.
***
***
Глядя на черты богини, начиная с ранней цивилизации Шумера до цивилизаций Греции и Рима с высочайшим уровнем культуры, мы открываем для себя, что их общими особенностями были физическая привлекательность, девственность, а также связь с луной и трагической смертью, либо с невольным жертвоприношением сына-любовника.
***
В старину церкви возводили на исходном фундаменте замка богини или даже освящая заново уже существующие храмы. В Эфесе и Баальбеке христианские церкви изначально были храмами Афродиты.
***
Песня богини Инанны (Diane Wolkstein and S.N. Kramer - Inanna: Quenn of Heaven and Earth, p.37)
***
:
Вот начало обращенной к Венере молитвы, записанной Лукрецием:
Мать Афин и всего населения, радость людей и богов, дающая жизнь Венера, это ты под клубящимися небесными облаками наполняещь всю природу жизнью: и море, по которому плывут наши корабли, и сушу, дающую нам пищу. Ты помогаешь зачатию и появлению на солнечный свет всех живущих тварей ... одна ты оказываешься великой силой вселенной, и без твоего участия ничего не появляется в этот мир сияющего света, чтобы здесь расти в красоте и наслаждении.
***
Независимо от своего имени богиня любви связана с землей, телом, сексуальностью и плодородием. Она - движущая, трансформирующая мистическая сила любви, соединяющая человеческое и божественное.
***
Восстановление образа богини - титанический труд, так как патриархальность не готова делиться своей властью.
***
Алхимический образ священного бракосочетания, соединения противоположностей (короля и королевы, солнца и луны)
Характеристики:
Оригинальное название: The Sacred Prostitute. Nancy Qualls-Corbett.
Автор: Нэнси Куоллз-Корбетт
Издательство: Класс. Библиотека психологии и психотерапии
Год издания: 2010
Количество страниц: 208 стр.
Тираж: 2000
ISBN: 978-5-86375-168-9