Не будь лягушкой
Вы когда-нибудь пробовали поймать языком летящую муху? Это очень непросто. Мне это время от времени удается - когда я еду на велосипеде. Счастья по этому поводу я не испытываю, что и понятно: ведь я не лягушка.
Это лягушка стрельнет языком - раз! - и уже пообедала. Лягушки, которые этому не научились, давно вымерли. Поэтому нервной системе лягушек пришлось специализироваться на мухах. Но все имеет свою цену. Ради умения ловко цеплять языком мух лягушки отказались от прочих визуальных радостей. Все, что не движется, выпадает из поля их зрения и посему для них не существует. Вот и сидит лягушка в своем пруду и не видит ни водяных лилий, ни цветов, ни деревьев, ни гор вдалеке. А видит только мух в свободном полете. В чем мораль сей басни? Хочешь быть счастливым - не будь лягушкой!
Мне вспоминается анекдот, бородатый, но большой метафорической силы. Приходит мужчина к врачу, а на голове у него сидит лягушка. Врач удивлен: «Откуда это у вас?» В ответ квакает лягушка: «Не знаю, наверное, случайно наступила».
Наше сознание - как та лягушка. Оно беспрестанно квакает в голове, лезет с ответами на вопросы, которые не ему адресованы, и притом не всегда понимает, что происходит под ним.
Но я не хочу обидеть ваше сознание, поэтому предложу ему еще один образ: погонщика верхом на слоне. Пока желания погонщика и слона совпадают, оба двигаются вперед. Но стоит слону заупрямиться, и погонщик оказывается бессилен. Как ему заставить двигаться огромную слоновью тушу? Используя поощрение и повторение. Эти методы при общении с толстокожими намного действеннее, чем насилие. Погонщику нужно добиться, чтобы преподаваемая слону наука стала частью его естества.
В этой аллегории погонщик - сознание, а толстокожий слон представляет подсознание, спонтанные действия и непроизвольные ассоциачии. Не стоит недооценивать скрытую мощь нашего подсознания. Если не хочешь попасть в его ловушку, лучше договариваться с ним по-хорошему. Попробуйте, например, понаблюдать за своим поведением. Сколько времени вы тратите на то, что считаете нужным (полезным, важным, обязательным ... ), и сколько времени съедают «помехи», которые вас отвлекают? Это хорошая возможность убедиться в том, что очень часто не погонщик направляет слона, а слон гуляет сам по себе, таская за собой погонщика.
Кстати, образ слон-погонщик подходит и для описания анатомических особенностей строения мозга. В ходе эволюции новые отделы мозга появились в дополнение к старым, а вовсе не заместили их. Кора головного мозга - самый молодой и тонкий его отдел, выступает теперь в роли погонщика. Слон - это древние отделы мозга - средний мозг и мозговой ствол, которые отнюдь не ушли на заслуженную пенсию и не очень-то позволяют сознанию собой командовать. Оставшись в строю, ветераны выполняют те же функции защиты, что и на заре эволюции. В большинстве случаев неповоротливый слон не так уж не прав. И только тогда, когда погонщик совсем перестает контролировать ситуачию, слон становится по-настоящему опасным.
Слоновью мощь подсознания мне довелось испытать на собственной шкуре. В Португалии, гуляя в высокой траве, я увидел змею. Инстинктивно я отпрыгнул в сторону и бросился прочь не разбирая дороги. Прошло немало времени, прежде чем погонщик - сознание вновь взялся за вожжи, и я, успокоившись, осознал: а ведь змея и не думала шевелиться! Любопытство сильнее страха. Я вернулся туда, откуда бежал, и обнаружил, что принял за змею обыкновенный шланг. Сохрани я спокойствие, я наверняка понял бы это намного раньше. Но сработал древний рефлекс: лучше напугаться, чем зазеваться. Очень полезный рефлекс для выживания. Если бы мы каждый раз раздумывали: «А не стоит ли мне дать стрекача?» - давно бы уже вымерли.
Именно рефлексы заставляют нас, как лягушку, следить за всем, что движется. Например, смотреть телевизор. Доисторические отделы мозга прекрасно с этой нагрузкой справляются. Да еще получают удовольствие от смены картинки: ведь двигается! Добыча еще жива! А когда включается большой мозг и, потеряв терпение, спрашивает: «На кой это мне?» - трех часов как не бывало.
А любимое женское занятие шопинг? Чистой воды рефлекс. Цены снижаются! Щелк языком! - и все куплено. Тут просыпается большой мозг: «На кой это мне?» - а поменять купленный товар уже нельзя: время вышло.
Или другой пример: семейная пара загорает на пляже. Жена - красива, обаятельна, у этой приятной во всех отношениях женщины есть только один недостаток: она лежит неподвижно. А муж тем временем наблюдает, как вьются вокруг другие дамы, и вдруг - чисто рефлекторно - щелк языком. Жене, которая к этому времени непременно проснется, вряд ли понравится превращение ее мужа в лягушонка. И вот результат: древний рефлекс, который был выработан, чтобы помочь выживанию вида, снизил шансы этой пары на выживание отношений.
Нет, куда разумнее, когда слон и погонщик живут в ладу друг с другом!
Всякое случается или Горе не беда
У вас нет проблем? Это и есть проблема!
Представьте, что вы стали случайным свидетелем ограбления банка. Шальная пуля оцарапала вам шею. Но прошло три месяца, и эта рана уже зажила. А как насчет моральной травмы? Вы до сих пор сетуете: «Почему я? Вечный неудачник! Почему именно я должен был оказаться в банке в тот самый момент?» Или у вас, наоборот, приподнятое настроение: «Вот повезло! Уйди пуля на пару сантиметров в сторону - и я мог бы остаться паралитиком, если бы вообще жив остался ... »?
Прежде чем вы решите, наполовину полон или наполовину пуст ваш стакан, даваите разберемся с его содержимым. И что же у нас в стакане?
По этой жизни каждый идет со своим багажом. Только одному пакет доставляют прямо на дом, а другому приходится самому бежать за ним на почту. А бывает и так, что почтальон звонит в дверь, а нас нет дома. То же и со счастьем. Бывает, что стучится оно в нашу дверь, а мы не открываем. Мы все равны только в одном: стоит нам выйти из дома без зонтика -
непременно промокнем до нитки.
Жизнь не только прекрасна. Мы не выбираем для себя ни погоду, ни гены, ни соседей, ни прочие катастрофы. Несчастные случаи, смерть, болезни - все возможно, и никто в этом не виноват. Короче: всякое случается. Иногда вы голубь, а иногда и памятник.
То, что я сейчас скажу, очень важно: удары судьбы - вовсе не исключение из правил. Это и есть правило. Большинство из нас не были жертвами стихийных бедствий, но личных катастроф любой из нас пережил достаточно. И мы вряд ли можем быть уверены, что с нами никогда не произойдет то, что время от времени происходит с другими.
Джонатан Хайдт, профессор психологии университета Вирджинии, в своей книге "Гипотезы счастья" представляет читателям квинтэссенцию представлений о счастье - как старых, так и новейших, подтвержденных экспериментально. И приходит к сенсационному выводу: несчастья и удары судьбы необходимы людям, чтобы стать по-настоящему сильнее, реализовать себя и полностью раскрыть свою личность. Избавившись от страданий, мы не станем счастливее. Наоборот, мы лишимся лучшего в этой жизни - возможности сопротивляться превратностям судьбы.
Так пусть сильнее грянет буря? Нет, конечно. И здесь необходимы пояснения.
Существует явление, известное как посттравматическое стрессовое расстройство. Это состояние возникает у людей, переживших серьезную психологическую травму - у тех, кто побывал на волосок от смерти, стал заложником, свидетелем насильственной смерти других людей, кого длительное время подвергали издевательствам и пыткам. К слову, многочисленные исследования показали, что действия других людей наносят нам более серьезные психологические травмы, чем даже стихийные бедствия. Преступление садиста способно потрясти нас сильнее, чем землетрясение, абсолютно бесчеловечное, судя по числу жертв. И даже камень, брошенный другим человеком, ударит нас больнее, чем тот, что просто упал нам на ногу.
Исследователи отмечают, что вероятность посттравматического стрессового расстройства наиболее высока в случае, если травмирующие события наступают неожиданно, внезапно и мы чувствуем себя абсолютно беспомощными, не зная, когда и чем все это закончится. Пережив такое, люди долго не могут оправиться. Они мысленно постоянно возвращаются к ужасным событиям, даже обычные звуки - стук открывшегося окна, шум машины, плач ребенка - могут вызвать у них приступы паники и страха. К сожалению, это «нормальная» реакция на сильную психологическую травму.
Однако есть и хорошие новости.
Сегодня мы уже знаем, как помочь людям преодолеть последствия психологической травмы, в распоряжении психотерапевтов есть эффективные и проверенные методики. Но многие люди справляются с этим сами, без помощи специалистов. А главное - впоследствии нередко признают, что вынужденная необходимость противостоять трудностям дала им полезный и положительный опыт. Я слышал буквально следующее: «Пережив несчастье, я научился ценить жизнь. Теперь я живу интенсивнее, я отдаю себе отчет в своих поступках. Я стал счастливее».
Что все это значит? А то, что человек вовсе не нежное растеньице, которое постоянно нуждается в защите и психотерапевтической помощи, чтобы окончательно не увянуть. Исследования, проведенные в последнее десятилетие, убедительно доказывают: ради себя, своей семьи и друзей мы способны переносить невероятные трудности. Мы можем противостоять ударам судьбы и при этом расти - над собой, своим происхождением и обстоятельствами своей жизни - причем даже без помощи со стороны профессиональных утешителей.
То, что произошло в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, потрясло мир, многие жители города перенесли страшный шок. К счастью в этом городе количество психотерапевтов на квадратный метр - одно из самых высоких в мире, так что психологическая помощь пострадавшим могла быть обеспечена немедленно. Наблюдая развитие ситуации в течение последующих лет, мы можем узнать, насколько быстро способны люди оправиться после подобной трагедии - как с помощью врача, так и самостоятельно. Психотерапевт Джордж Бонанно провел соответствующее исследование. Как оказалось, у большинства людей острые стрессовые реакции сошли на нет уже через три месяца. При этом лучше чувствовали себя те, кто предпочел не обсуждать пережитое по горячим следам и лишь много позже поделился воспоминаниями с близким другом или подругой. Те, кто пытался противостоять проблеме, постоянно обсуждая ее со своим психотерапевтом, чувствовали себя хуже.
Об этом исследовании Бонанно говорят мало. Понятно почему. Было очень непросто утвердить психотерапию в системе страховой медицины, и даже сегодня только два метода - психоаналитический и поведенческий - признаются системой государственного медицинского страхования. Разумеется, психотерапевты не заинтересованы в том, чтобы кто-то ставил под сомнение действенность пропагандируемых ими методов лечения. Официальная психотерапия перенесла психотравму, узнав, что ее пациенты не намерены подолгу страдать от психотравм. И включила защитный механизм вытеснения ...
Вот уже сотню лет ученые работают над проблемой преодоления негативных последствий заболеваний, тяжелого детства, потери любимых людей. И лишь в последние десять лет появились исследования, цель которых - выявить пользу противостояния несчастьям. Что нам известно об этой внутренней стороне человеческой природы, которую называют резильентностью, жизнестойкостью или психологической устойчивостью? Каким образом, преодолевая препятствия и извлекая из них жизненный урок, мы обретаем дополнительные силы и энергию, благодаря которым повышаются наши шансы на выживание?
«Если не умер - значит, закалился!» - говорил мне учитель физкультуры, чьи уроки были для меня пыткой. Как я ненавидел эту фразу! И как же я удивился, когда выдержал кросс по пересеченной местности! Никто не знает пределов своих возможностей, пока не испытает себя, - это справедливо в отношении и физических нагрузок, и психологических. Это верно даже в отношении травмирующих ситуаций. Они не только нас закаляют, делают сильнее, но и воспитывают навык жизнестойкости. Тот, кто однажды пережил катастрофу, быстрее справляется с новыми жизненными трудностями.
Безусловно, положительной особенностью личностных кризисов является то, что они выводят нас на новый, более высокий уровень отношений с другими людьми. Страдание сводит людей и учит их ценить друг друга, страдающий становится терпимее и отзывчивее к другим. И к себе люди тоже начинают относиться бережнее. Пока за окном солнце, не так страшно лишиться друзей, но в период жизненных бурь мы стремимся открыться другим. Внутренний надлом обнажает то, что таилось под панцирем. Знаменитый поэт Леонард Коэн сказал об этом лучше меня: "Что треснуло - то пропускает свет".
Горе заставляет пересмотреть жизненные приоритеты. Помните скрягу Скруджа из "Рождественских историй" Диккенса? Этот патологический эгоцентрик перед лицом приближающейся смерти вдруг открыл для себя удовольствие кого-то порадовать. Такое происходит не только в рождественских сказках.
Однажды я чуть не попал в аварию. Когда автомобиль срывается в занос на обледенелой дороге, даже опытный водитель может растеряться. Но я сидел рядом с водителем и даже за руль не мог схватиться, отчего чувствовал себя вдвойне беспомощным. Чудом мы ни в кого не врезались, машина съехала с проезжей части на запасную полосу и остановилась. Следующие несколько дней я пребывал в шоке. Я отменил намеченные встречи и страдал от приступов страха. Потом наступила фаза эйфории, когда каждый прожитый день казался нежданным подарком. Потом и она прошла. Сегодня я уже не испытываю столь острого чувства благодарности судьбе, хотя основания для этого у меня по-прежнему имеются. Oднако я до сих пор предпочитаю автомобилю электричку или поезд.
Та история произошла, когда мне было без малого 30 лет - лучшие годы для психотравмы, как утверждают исследователи. Дети и старики страдают от ударов судьбы намного сильнее среднего поколения. Дети - потому что они еще не готовы анализировать произошедшее и спрашивать себя: «А есть ли у медали обратная сторона?» Старики - потому что для них непосильно переосмыслить всю свою жизнь и словно начать ее заново. В тридцать-сорок лет у вас есть и силы, и психологические возможности для посттравматического роста.
Рассказывая все это, я, разумеется, не хочу смаковать свой подвиг страданий. Я о другом: не желайте себе избавления от испытаний судьбы. Не все можно выбирать.
Но и лезть на рожон тоже не стоит. Старайтесь по возможности избавиться от рисков, хотя бы бросьте курить и не лихачьте за рулем. Берегите себя.
Ах да. И берегитесь шальных пуль при ограблении банков. Хотя банки, по статистике, грабят довольно редко, но все же пользуйтесь услугой интернет-банкинга!
Эккарт фон Хиршхаузен - Карусель счастья. Конспект книги.