Большинство людей настолько отождествляются с голосом у себя в голове - непрерывным потоком непроизвольного навязчивого мышления и сопровождающими его эмоциями, что можно сказать - они одержимы собственным умом. Пока вы этого никак не сознаёте, вам представляется, что думающий - это вы. Но это - эгоический ум. Мы называем его эгоическим, потому что в каждой мысли - в каждом воспоминании, интерпретации, мнении, точке зрения, реакции и эмоции - присутствует чувство собственного «я», эго. В духовном смысле это и есть неосознанность. И, разумеется, ваше мышление - содержание вашего ума - обусловлено прошлым: вашим воспитанием, культурной средой, жизненным опытом и так далее. Активность вашего ума определяется совокупностью неотвязных, повторяющихся мыслей, эмоций и реактивных схем поведения, с которыми вы больше всего себя отождествляете. Эта совокупность и есть эго.
Как мы уже видели, когда вы говорите «я», в большинстве случаев говорите не вы, а ваше эго. Оно состоит из мыслей и эмоций - вороха воспоминаний, с которыми вы себя отождествляете, называя их «я и моя история», привычных ролей, которые вы играете, сами того не сознавая, и коллективных отождествлений, таких как национальность, религия, раса, социальный класс или политическая принадлежность. Эго также включает в себя ваши личные отождествления - не только с принадлежащими вам вещами, но и с мнениями, внешним видом, давними обидами или представлениями о себе как о ком-то, кто лучше или хуже других, у кого всё сложилось в жизни или нет.
Содержание эго у всех разное однако в каждом эго действует одна и та же структура. Иными словами, разные эго отличаются друг от друга лишь снаружи. По сути же они все одинаковы, они живут за счет отождествления и отделения. Если основой вашей жизни является созданное умом «я», состоящее из мыслей и эмоций, то есть эго, то фундамент вашей личности непрочен, так как мысли и эмоции по природе своей эфемерны и мимолетны. Поэтому каждое эго постоянно борется за выживание, пытаясь защитить и укрупнить себя. Чтобы поддерживать мысль о «я», оно нуждается в противоположной мысли о «другом». Другие воспринимаются ещё более другими, когда я смотрю на них как на врагов. На одном конце шкалы этой бессознательной эгоической схемы поведения находится навязчивая привычка эго выискивать чужие недостатки и жаловаться на других людей. Именно это имел в виду Иисус, говоря: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, когда сам не видишь бревна в твоём глазе?». На другом конце шкалы мы имеем физическое насилие между отдельными людьми и войны между нациями. В Библии вопрос Иисуса остаётся без ответа, но ответ, конечно, есть: «Я делаю это, потому что, критикуя или обвиняя другого, я могу чувствовать себя более значимым и ощущать своё превосходство».
Жалобы и возмущение
Привычка жаловаться - излюбленная стратегия эго, используемая им для самоукрепления. Каждая жалоба - это маленькая, выдуманная умом история, в которую вы безоговорочно верите. При этом неважно вслух вы жалуетесь или про себя. Некоторые эго, которым больше не с чем отождествляться, легко живут на одних жалобах. Когда вы зажаты в тисках такого эго, жалобы, особенно по поводу других людей, являются для вас привычными и, конечно, неосознанными, в том смысле, что вы не понимаете, что делаете. Навешивание на людей негативных мысленных ярлыков - прямо в лицо, в разговорах у них за спиной или просто в мыслях - часть этой поведенческой схемы. Самой грубой формой навешивания ярлыков является брань, отражающая потребность эго быть правым и торжествовать над другими. «Подонок», «ублюдок», «стерва» - всё это оценочные высказывания, с которыми невозможно спорить. Ещё ниже на шкале бессознательности находятся громкая ругань и крики, а сразу под ними - физическое насилие.
Эмоция возмущения, сопровождающая жалобы и мысленное навешивание ярлыков, даёт эго ещё больше энергии. Возмущаясь, человек испытывает горечь, негодование или обиду и чувствует себя оскорбленным. Вы возмущаетесь жадностью людей, их непорядочностью, нечестностью, тем, что они сказали, тем, что они делают или когда-то сделали, тем, что они должны бы были сделать, но не сделали. Всё это эго просто обожает. Вместо того, чтобы не замечать в людях проявления неосознанности, вы дополняете ими образ их личности. Кто это делает? Неосознанность в вас, ваше эго. Иногда «недостатка», который вы в ком-то видите, вообще не существует. Есть лишь неверная интерпретация - проекция ума, приученного искать врагов, отстаивать свою правоту и утверждать своё превосходство. В других случаях недостаток и вправду существует, однако концентрируя на нём своё внимание - порой до такой степени, что он затмевает собой всё остальное, - вы лишь усиливаете его. А то, на что вы реагируете в других, вы укрепляете в себе.
Не реагировать на проявления в людях их эго - это не только один из самых действенных способов преодоления ограничений собственного эго, но и эффективный метод растворения коллективного человеческого эго. Но не реагировать вы сможете, только сознавая, что поведением того или иного человека движет эго и что всё это - проявление коллективной человеческой дисфункции. Если вы осознаете, что в таком поведении нет ничего личного, то привычка, вынуждавшая вас реагировать на него по-старому, исчезнет. Не реагируя на эго, вы будете пробуждать в людях здравомыслие, то есть безусловное сознание в противоположность обусловленному. Иногда вам придется принять меры, чтобы защититься от людей, пребывающих в глубокой неосознанности. Ваша главная защита - это состояние осознанности. Человек становится вашим врагом, когда вы персонифицируете его неосознанность, то есть эго. Поэтому умение не реагировать - это не слабость, а сила. Прощать - значит смотреть сквозь что-то, видеть что-то насквозь. Вы смотрите сквозь эго и видите под ним здравомыслие, которое есть в каждом человеке и являет собой его суть.
Эго любит жаловаться и возмущаться не только по поводу других людей, но и по поводу различных ситуаций. С ситуацией можно сделать то же, что и с человеком: сделать из неё врага. За этим всегда стоят одни и те же мысли: этого не должно быть; я не хочу здесь находиться; я не хочу это делать; со мной поступают несправедливо. И конечно, главный враг эго - это настоящий момент - сама жизнь.
Попробуйте поймать момент, когда голос у вас в голове начнет на что-то жаловаться. Осознайте, что это всего лишь голос эго, обусловленная умственная схема, мысль. И всякий раз, замечая в себе этот голос, осознавайте, что вы - не голос, а тот, кто его осознает. Вы - осознающая его осознанность. На заднем плане - осознанность. На переднем - голос, тот, кто думает. Так вы становитесь свободным от эго, свободным от ненаблюдаемого ума. В тот момент, когда вы осознаете в себе эго, это уже не эго, а лишь старая, обусловленная прошлым, схема мышления. Эго подразумевает неосознанность. Эго и осознанность не могут сосуществовать.
Реактивность и обиды
Жалобы часто связаны с возмущением, однако им могут сопутствовать и более сильные отрицательные эмоции, такие как гнев или другая форма расстройства. В этом случае излияние жалоб получает более сильный эмоциональный заряд и превращается в реактивность - ещё один инструмент самоукрепления эго. Многие люди постоянно ищут повод, чтобы бурно среагировать на что-то, чтобы ощутить тревогу или раздражение, - и, как правило, он быстро находится. «Это безобразие...» - говорят они. «Как вы смеете...» «Я возмущён..» Привычка злиться или расстраиваться, которой страдают эти люди, сродни наркотической зависимости. Бурно реагируя на те или иные вещи, они утверждают и укрепляют собственное самоощущение.
Застарелое возмущение зовется обидой. Носить в себе обиду - значит все время быть "против" чего-то, а потому у многих людей значительная часть эго состоит из обид. Коллективные обиды могут сохраняться в психике нации или племени веками, питая непрерывный цикл насилия.
Обида - это сильная негативная эмоция, связанная с событием в порой уже далеком прошлом, которое без конца реанимируется навязчивыми мыслями - пересказом истории о том, "как поступил со мной или с нами такой-то человек", вслух или про себя. Обида заражает и другие сферы вашей жизни. К примеру, пока вы переживаете обиду в ваших мыслях и чувствах, ее негативная эмоциональная энергия может искажать ваше восприятие происходящего в этот момент события или влиять на то, как вы разговариваете или ведете себя с кем-то в это время. Одна сильная обида способна заразить обширные сферы вашей жизни и удерживать вас в оковах эго.
Нужно быть честным, чтобы увидеть, храните ли вы в себе обиды и есть ли в вашей жизни человек, которого вы не до конца простили, - ваш "враг". Если это так, осознайте свою обиду как на уровне мыслей, так и на уровне эмоций, то есть осознайте мысли, питающие вашу обиду, и ощутите эмоции, которыми ваше тело откликается на эти мысли. Не пытайтесь "отпустить" свою обиду. Попытки простить и отпустить ни к чему не ведут. Когда же вы видите, что единственная цель обиды - усиливать ваше ложное самоощущение и блюсти сохранность эго, прощение приходит само собой. Увидеть - значит освободиться. Христос учил: "Прощайте врагам своим". По сути эти слова направлены на разрушение одной из главных эгоистических структур ума.
Прошлое не в силах помешать вам находиться в настоящем. Это может сделать только связанная с прошлым обида. А что такое обида? Груз старых мыслей и эмоций.
Я прав, ты неправ
Жалобы, выискивание чужих недостатков и реактивность усиливают присущее эго ощущение границ и разобщенности, которому оно обязано своим существванием. Они укрепляют эго еще и тем, что дают ему чувство превосходства, от которого оно пышно расцветает. Может быть, не совсем очевидно, как негодование по поводу дорожной пробки, политиков, коллег, «жадных богачей», бывшего мужа или жены, мужчин или женщин даёт вам чувство превосходства. Но это происходит потому, что ваши жалобы подразумевают, что вы правы, а человек или ситуация, на которых вы жалуетесь или реагируете, - нет. Ничто так не усиливает эго, как чувство собственной правоты. Быть правым - значит отождествляться с умственной позицией - с точкой зрения, мнением, суждением, некой историей. Ну и, конечно, чтобы вы были правы, кто-то другой должен быть неправ, поэтому эго любит искать и находить виноватых, чтобы укрепляться в собственной правоте. Другими словами: чтобы усилить собственное самоощущение, вам нужно кого-то обвинить.
Жалобы и слепое реагирование могут делать неправым не только человека, но и ситуацию. Подразумевается же в таких случаях всегда одно - «так не должно быть». Ощущение своей правоты ставит вас в положение воображаемого морального превосходства по отношению к человеку или ситуации: вы судите их и признаёте виновными. Именно этого чувства превосходства жаждет эго и именно за счёт него оно растёт.
Защита иллюзий
Эго во всем видит личное. И вот уже возникают эмоции, потребность защищаться, возможно, даже агрессия. Вы защищаете истину? Нисколько. Истина вообще не нуждается в защите. Вы защищаете себя, а точнее, иллюзию себя, созданный умом суррогат.
Каждое эго принимает мнения и точки зрения за факты. Более того, оно не способно отличить событие от своей реакции на него. Каждое эго - мастер выборочного восприятия и искажённого толкования. Только с помощью осознанности, а не с помощью ума можно отличить факт от мнения. Только осознанность позволит вам увидеть: вот ситуация, а вот мой гнев по этому поводу - чтобы понять, что к этой ситуации можно подойти иначе, иначе на неё взглянуть, иначе разрешить. Только осознанность позволит вам увидеть ситуацию или человека целиком, не ограничиваясь одной лишь точкой зрения.
Истина: относительная или абсолютная?
Уверенность в том, что "я прав, а ты неправ" ... опасна как в личных отношениях, так и во взаимодействиях между нациями, племенами, религиями и так далее. ...
Мысль может в лучшем случае указывать на истину, но она не может быть истиной. Вот почему буддисты говорят: "Палец, показывающий на луну, не есть сама луна" ...
Есть лишь одна абсолютная Истина, и все остальные истины проистекают из нее. Когда вы ее найдете все ваши поступки будут созвучны. Человеческие поступки могут отражать либо Истину, либо иллюзию. Можно ли выразить эту Истину словами? Да, но только сами слова не являются Истиной. Они лишь указывают на нее.
Истина неотделима от того, кто вы есть. Да, вы и есть эта Истина. Если вы будете искать ее где-то еще, то будете всякий раз обманываться. Истина - это само Бытие, которое вы есть. ...
Иисус говорит о сокровенном "я есть", о сущностном Я каждого мужчины и каждой женщины, любой формы жизни. Он говорит о жизни, которой вы являетесь. ... Когда вы ощущаете связь с этим внутренним измерением, при том, что это ваше естественное состояние, а не какое-то сверхъестественное достижение, во всех ваших поступках и взаимоотношениях отражается ваше единство со всей жизнью, ощущаемой вами в глубине себя. Это и есть любовь. ... "Люби - и делай, что хочешь", - сказал святой Августин. Нет слов, которые бы быи ближе к истине...
В эго нет ничего личного
Жадность, эгоизм, эксплуатация, жестокость и насилие по-прежнему пронизывают все сферы жизни на планете. Когда вы видите во всем этом индивидуальные и коллективные проявления глубинной дисфункции или психического недуга, то по ошибке приписываете их самим людям. Вы создаете концептуальный образ человека или группы людей и говорите: "он такой" или "они такие". Когда вы принимаете эго человека за его личностную сущность, то лишь благодаря стараниям вашего собственного эго, использующего это ложное восприятие для самоусиления через ощущение собственной правоты - а стало быть, и превосходства, - а также с помощью осуждения, возмущения и зачастую гнева, которыми вы реагируете на тех, кого считаете врагом. Всё это очень нравится эго, так как усиливает чувство разобщённости между вами и другими людьми, чья непохожесть раздувается до такой степени, что вы перестаёте чувствовать вашу общую человеческую природу, вашу укоренённость в единой жизни, которую вы разделяете с каждым человеком, вашу общую божественность.
Те эгоистические схемы поведения, на которые вы особенно остро реагируете в других и которые ошибочно принимаете за их личностную сущность, обычно есть и в вас самих - просто вы не можете или не хотите их в себе увидеть. В этом смысле вы можете многому научиться у своих врагов. Что в них вас больше всего тревожит и расстраивает? Эгоизм? Жадность? Жажда власти и контроля? Неискренность, нечестность, склонность насилию или что-то ещё? Все, что вас возмущает в других и на что вы остро реагируете в них, есть и в вас самих. Но по сути это всего лишь форма эго, и, как таковая, она совершенно безлична. Она не имеет отношения ни к тому, кем является тот человек, ни к тому, кем являетесь вы. Обнаружение в себе этих качеств может угрожать вашей самооценке, только если вы ошибочно принимаете эту форму эго за свою сущность.
Избранные цитаты и главы из Книги Экхарта Толле Новая Земля