2. Эго: нынешнее состояние человечества. Отделение от вещей. (Экхарт Толле Новая Земля)

Jan 02, 2012 13:33



Все - птица, дерево, даже обычный камень и уж тем более человек - по сути своей непознаваемо, поскольку обладает непостижимой глубиной. Мы можем воспринимать, переживать и обдумывать лишь поверхностный слой реальности, который меньше, чем верхушка айсберга. ...

Даже камень, а еще лучше птица или цветок могут показать вам путь возвращения к Богу, к Источнику, к самому себе. Когда вы смотрите на них или держите их в руках и позволяете им быть, не обозначая их словом и не навешивая на них в уме ярлык, в вас рождается трепет и ощущение чуда. Их суть беззвучно передается вам и отражает вашу собственную суть, открывая ее для восприятия. ...

Когда вы перестаете заслонять мир словами и ярлыками, в вашу жизнь возвращается ощущение чудесного, утраченное давным-давно. ... Самое же большое чудо - это ощущение того, что ваша истинная суть первичнее любых слов, мыслей, умственных ярлыков и образов. Чтобы оно возникло, необходимо освободить восприятие своего я, свою Бытийность от всего, с чем оно смешалось, а иначе говоря отождествилось.

Чем быстрее вы навешиваете словесные или умственные ярлыки на вещи, людей или ситуации, тем более плоской и безжизненной становится ваша реальность и тем менее вы восприимчивы к этой реальности - к чуду жизни, которое непрерывно проявляется внутри и вокруг вас. Так можно стать умным, но утратить мудрость, а вместе с ней любовь, радость, живость и творческий импульс, таящиеся в безмолвном и неподвижном зазоре между восприятием и интерпретацией. ...




Иллюзорное Я

В зависимости от контекста слово Я олицетворяет собой либо глубочайшее заблуждение, либо глубочайшую истину. В своем обычном значении это не только одно из самых частых употребляемых слов (вместе с производными от него «мне», «меня», «моё»), но и одно из самых обманчивых. В повседневной речи Я олицетворяет первородную ошибку, неверное восприятие собственной сути, иллюзорное ощущение личности. Это и есть эго. Альберт Эйнштейн называл это иллюзорное самоощущение «оптическим обманом сознания». ...

Но есть и хорошая новость: если вы видите иллюзорность иллюзии, она растворяется. Осознание иллюзии - это одновременно и ее конец. Она существует, только пока вы ошибочно принимаете ее за реальность. Стоит вам увидеть, кем вы не являетесь, как ваша истинная суть проявится сама собой.

Когда вы говорите Я, то обычно имеете в виду совсем не то, что вы есть.

Когда ребенок усваивает, что произносимая родителями последовательность звуков, - это его имя, он начинает приравнивать слово, становящееся в его уме мыслью, к тому, кто он есть. На этой стадии некоторые дети говорят о себе в третьем лице: «Джонни хочет есть». Вскоре они выучивают волшебное слово «я» и приравнивают его к своему имени, которое до этого уже приравняли к тому, кто они есть. Затем приходят другие мысли и сливаются с исходной «я»-мыслью. Следующий шаг - определить и обозначить те вещи, которые будут составлять «меня», станут частью «меня». Это - отождествление с предметами, при котором вы наделяете вещи, а в конечном счете и обозначающие их мысли своим самоощущением и таким образом идентифицируете себя через вещи. Когда «моя» игрушка ломается или ее кто-нибудь отнимает, возникает острое страдание. Не потому, что игрушка имеет какую-то особенную ценность - ребенок скоро потеряет к ней интерес, и она будет заменена другими игрушками, другими предметами, - а из-за мысли, что это «мое». Игрушка стала частью развивающегося у ребенка ощущения себя и своего Я.

По мере роста ребенка исходная «я»-мысль стягивает к себе другие мысли: она отождествляется с его половой принадлежностью, его вещами, воспринимающим и чувствующим телом, национальностью, расой, религией, профессией. Другие вещи, с которыми отождествляется «я», - это роли (мать, отец, муж, жена и т.д.), накопленный опыт или мнения, симпатии и антипатии, а также то, что произошло со «мной» в прошлом, память о котором хранится в мыслях, расширяющих мое самоощущение до "я и моя жизнь". Это лишь часть того, что служит основой самоидентификации людей. По сути, все это только мысли, непрочно связанные между собой тем фактом, что каждая из них наделена моим самоощущением. Именно эту мысленную конструкцию вы имеете в виду, произнося слово «я». Точнее, большую часть времени, говоря или думая как «я», на самом деле говорите или думаете не вы, а некий аспект этой умственной конструкции, ваше эгоическое «я».

Большинство людей все еще полностью отождествляют себя с непрерывным потоком ума - потоком навязчивых мыслей, по большей части повторяющихся и бесцельных. ...



Голос в голове

...неосознанное мышление и есть главная проблема человеческого бытия. ... Мышление - это лишь крошечная часть сознания, которым  мы являемся. ...

Содержание и структура эго

Эгоический ум полностью обусловлен прошлым. Эта обусловленность имеет 2 аспекта: содержание и структуру.

В случае с ребенком, плачущим от глубокого страдания из-за отобранной игрушки, игрушка представляет собой содержание. Она может быть заменена любой другой игрушкой или предметом. Содержание, с которым вы себя отождествляете, обусловлено средой вашего обитания, вашим воспитанием и окружающей культурой. Из какой бы он ни был семьи, богатой или бедной, и чем бы эта игрушка ни была - деревяшкой, которой придали форму животного или хитроумным электронным устройством -все это никак не влияет на глубину страдания ребенка при ее утрате.  Причина такого острого страдания заключено в слове «мое» и имеет структурный характер. Бессознательная потребность укреплять свою идентичность, ассоциируя себя с тем или иным предметом встроена в саму структуру эгоического ума.

Отождествление или идентификация - это одна из базовых структур, порождающих и поддерживающих эго. Слово  идентификация происходит от латинских слов idem, означающего «такой же», и facere, означающего «делать». То есть, если я с чем-то отождествляюсь, то «я» «делаю это таким же». Таким же, как что? Как я. Я наделяю его своим самоощущением, и оно становится частью моей идентичности. Один из основных уровней отождествления - это отождествление с вещами: со временем моя игрушка заменяется моей машиной, моим домом, моей одеждой и так далее. Я пытаюсь найти себя в вещах, но это никогда не удается, и я заканчиваю тем, что теряю себя в них. Это удел эго.



Отождествление с вещами

Работающие в рекламном бизнесе очень хорошо знают: чтобы продать человеку вещь, не особенно ему нужную, его надо убедить в том, что эта вещь каким-то образом возвысит его в собственных глазах или в глазах других людей, то есть упрочит его самовосприятие. Например, они могут сказать тебе, что, пользуясь этими вещами, ты сможешь выделяться из толпы, и поэтому будешь еще больше собой. Или же могут сформировать в твоем уме ассоциацию между рекламируемым продуктом и каким-нибудь знаменитым человеком или молодой, привлекательной и счастливой особой. Для этой цели вполне годятся даже фотографии какой-либо состарившейся или покойной знаменитости, сделанные в пору ее расцвета. В этом есть невысказанное предположение, что, купив этот продукт, ты путем какого-то волшебного слияния с этой знаменитостью становишься таким же, или хотя бы внешне будешь выглядеть похожим на нее. Поэтому в большинстве случаев ты покупаешь не продукт, а «усилитель самовосприятия». Дизайнерские марки - это прежде всего способ коллективного отождествления, на который вы клюете. Они дорогие, а значит, «эксклюзивные». Если бы их мог купить любой, то они потеряли бы свою психологическую цену, и осталась бы только их материальная стоимость - а это лишь малая часть той суммы, которую вы за них заплатили.

Разные люди отождествляют себя с разными типами вещей. То, с чем вы себя отождествляете, всегда связано с содержанием, тогда как непреодолимая бессознательная тяга к отождествлению относиться к структуре. Это один из самых основополагающих механизмов деятельности эгоического ума.

Общество потребления потому и существует, что найти себя через вещи невозможно. Удовлетворения, которое испытывает  эго, хватает ненадолго, и поэтому вы все время ищете что-то еще. Вы продолжаете покупать и потреблять. ...

Мы не можем по-настоящему ценить вещи, если используем их для усиления своего Я, то есть если пытаемся через них найти себя. А именно это и делает эго. Свойство эго отождествлять себя с вещами создает привязанность к вещам и одержимость вещами - отсюда наше общество потребления и экономические структуры, где "больше" служит единственной мерой прогресса. Бесконтрольная неутолимая жажда иметь больше - это и функциональное расстройство, и болезнь.

Многие люди тратят значительную часть жизни на то, чтобы стать обладателями вещей. Когда вы перестаете чувствовать жизнь, частью которой являетесь, то, скорее всего, будете стараться заполнить ее вещами. Понаблюдайте за собой в качестве духовной практики, чтобы изучить свои отношения с миром вещей - особенно с теми вещами, которые обозначаются словом мое. Надо быть очень честным и внимательным, чтобы понять, не связана ли ваша самооценка с вещами, которыми вы владеете. Не вызывают ли у вас некоторые вещи едва уловимое чувство значимости и превосходства? Не чувствуете ли вы себя без них хуже тех, у кого они есть? Не упоминаете ли вы иногда невзначай свои вещи. чтобы похвалиться ими и тем повысить свою значимость в глазах окружающих, а стало быть, и в своих собственных? Не испытываете ли вы обиду, гнев и некоторое чувство ущербности, если кто-то имеет больше, чем вы, или если вы теряете какую-то ценную вещь?



Пропавшее кольцо

... Радость Бытия можно почувствовать только выйдя из своей головы. Бытие надо чувствовать. Его нельзя думать. Эго ничего о нем не знает, потому что состоит из одних мыслей.

Все, что эго ищет и к чему привязывается. подменяет собой Бытие, которое оно неспособно чувствовать. Вы можете ценить вещи и дорожить ими, но если вы к ним привязываетесь, знайте - тут замешано эго. В действительности вы всегда привязываетесь не столько к вещам, сколько к мысли, в которой есть «я» или «мое». Когда же вы полностью принимаете ту или иную потерю, то выходите за пределы эго, и тогда проявляется ваша суть - ощущение "я есть". ...

Умение расстаться с вещами - куда более сильный поступок, чем стремление оберегать их или держаться за них.

Жизнь даст вам такой опыт, который будет максимально способствовать росту вашего сознания. А как узнать, что это именно то, что вам нужно? Очень просто - это тот опыт, который вы проживаете в настоящий момент.


Иллюзия собственности

«Блаженны нищие духом, - сказал Иисус, - ибо их есть Царство Небесное». Что значит «нищие духом»? Никакого багажа, никакого отождествления. Ни с вещами, ни с умственными концепциями, в которых есть ощущение себя. И что такое «Царство Небесное»? Это простое, но глубокое чувство радости Существования, остающееся после того, как ты отпускаешь отождествление и становишься «нищим духом».

Вот почему отречение от всей собственности издревле было духовной практикой и на Востоке, и на Западе. Однако отречение от собственности не сделает тебя автоматически свободным от эго. Эго будет пытаться гарантировать себе выживание, находя нечто, с чем можно отождествиться, например, образ себя, вышедшего за пределы интереса к материальному обладанию, и поэтому ставшего выше остальных, духовнее. Есть люди, отрекшиеся ото всего, - чье эго больше, чем у миллионеров. Когда устраняешь один вид отождествления, эго быстро находит другой. В конечном счете, ему все равно, с чем отождествляться, главное, чтобы было с чем. Антипотребительство, или отказ от личной собственности - это иная мыслеформа, иная ментальная позиция, которая может стать заменой отождествлению с имуществом. С ее помощью ты можешь делать себя правым, а других неправыми. Доказательство своей правоты и неправоты других - одна из главных умственных схем эго, одна из главных форм неосознанности.

Эго склонно приравнивать обладание к существованию: я имею, значит, я есть. И чем больше я имею, тем больше я есть. Эго живет за счет сравнений. То, как вас воспринимают окружающие становится вашим самовосприятием.  Если бы все жили в больших особняках и были богаты, то особняк и богатство не были бы средством усиления вашего самоощущения.

Как освободиться от привязанности к вещам? Даже не пытайтесь. Это невозможно. Привязанность к вещам уйдет сама собой, когда вы перестанете искать в них себя. Пока же просто осознавайте эту привязанность. Иногда вы можете не знать, что к чему-то привязаны, то есть с чем-то себя отождествляете, пока не потеряете это или пока не возникнет угроза потери. Если вас это расстроит или встревожит, значит, вами движет привязанность. Если же вы осознаете, что отождествляетесь с какой-то вещью, то это уже не полное отождествление.

Я хочу: потребность иметь больше

Эго отождествляет себя с обладанием, однако обладание приносит лишь краткое и поверхностное удовлетворение. В нем кроется глубокое чувство неудовлетворенности, неполноты и ощущение, что "этого недостаточно". Когда эго говорит "мне этого недостаточно", на самом деле оно имеет в виду, что "я еще недостаточно велико". ...

Эго больше хочет хотеть, чем иметь. Поэтому чувство неглубокого удовлетворения от обладания неизменно сменяет желание чего-то еще. Это психологическая потребность иметь больше -больше вещей, с которыми можно было бы себя отождествлять. ...

Желания большинства эго противоречивы. Сегодня они хотят одно, а завтра - другое, или же они могут вовсе не знать, чего хотят, за исключением одного - они никогда не хотят того, что есть: настоящего момента. Волнение, беспокойство, скука, тревога, недовольство - вот результат неудовлетворенного хотения. ...

Избранные цитаты и главы из Книги Экхарта Толле Новая Земля


шопоголизм, просветление, зависимость, Толле

Previous post Next post
Up