В одном из читаемых питерских каналов я наткнулся на следующую информацию, которая, кмк, является эталонной в нашем непростом экономическом положении.
Самая дешевая гуашь фабрики «Луч» подорожала на 32%. Причем, даже ценники не удосужились переклеить.
При этом на сайте Луча - "В производстве мы используем исключительно качественное сырьё российских производителей". (
https://www.luch-pk.ru/creative/about/philosophy/)
Автор недоумевает, как же так... Сырье - отечественное, а цены - с привязкой к валюте.
Ну, вот - так. Все просто. Меня учили этому в СПбГУ в начале 2000-х.
Ясно, что удорожание - это накрутки не столько фабрики (сейчас продается то, что произведено несколько месяцев назад), сколько посредников между производителем и потребителем.
Большая составляющая расходов всех компаний и особенно посредников - условно-постоянные административно-управленческие расходы (АУР), то есть расходы на различного уровня менеджеров, которые... ездят не на Ладах, хотят одеваться в Hugo и Givenchy, есть лангустины и феттучини, пить бургундское и просекко, а также хорошо отдыхать и строить недешевые планы на будущее.
Именно зависимость потребителей от валютных товаров - сейчас жестко бьет по каждому экономическому субъекту в РФ.
Точка безубыточности - есть уровень выручки, когда условно-постоянные расходы + условно-переменные (зависимые от выручки) равны выручке.
Она достаточно легко считается и мониторится.
Абсолютно очевидно, что чем меньше уровень условно-постоянных расходов - тем ниже риск банкротства от потери выручки, вызванной резким уменьшением платежеспособности и потребности населения.
Вывод: вот эти самые менеджеры, начиная с генералитета компаний - должны, просто обязаны сокращать расходы, чтобы выжить в нарастающем витке кризиса. При этом, классика антикризисных мер гласит: сокращая расходы на производство на 10%, сокращай АУР на 30% и более.
Из моего профессионального опыта это - работает. И еще как!