Это особенно приятно: закачать фильм исключительно из симпатии к актёрам, а в итоге на одном дыхании посмотреть настоящее Кино - тонкое, искреннее и по-настоящему трогательное.
"Что знала Мейзи" - очередная работа авторского дуэта: режиссера Скотта МакГи и Дэвида Сигела ("Неопределенность" (Uncertainty), "Пчелиный сезон" (Bee Season)) по одноименному роману Генри Джеймса. Фильм рассказывает о девочке Мейзи (Оната Эйприл), родители которой - эксцентричная рок-певица Сюзанна (Джулианна Мур) и бизнесмен, торговец произведениями искусства Бил (Стив Куган) - находятся на грани развода. Пока родители выясняют отношения друг с другом, Мейзи пытается жить своей обычной детской жизнью - ходить в детский сад, играть с друзьями, наблюдать за черепашками и рисовать. Накопившиеся обиды пара с удовольствием изливает в бурных скандалах в любое время дня и ночи, и даже после развода бывшие супруги не упускают ни единой возможности любым способом досадить друг другу, превращая 7-летнюю Мейзи в любимый инструмент взаимных разборок, зачастую забывая о потребностях, желаниях и чувствах самой Мейзи, которая в свободное от родительских скандалов время оказывается то на руках у папиной новой юной жены (Джоанна Вандерхам), то - у маминого нового молодого мужа-бармена (Александр Скарсгаард), а то и в доме незнакомых людей или же просто на улице.
Тема, безусловно, не нова, но это абсолютно не важно - в руках умелых и талантливых режиссёров история получается живой и искренней. Такое впечатление, что камера просто наблюдает - ненавязчиво, абсолютно беспристрастно, а отличная игра актёров позволяет считывать и понимать все эмоции и чувства без лишних слов - диалогов в фильме совсем немного. Возникает чувство, что ты просто заглянул в мир других людей.
Мне очень нравится кино, которое вдохновляет на такую спокойную и чистую рефлексию. Фильм не рождает ярких эмоций - Сюзанна и Бил не вызывают острого отторжения и осуждения, по щекам не льются слёзы жалости от взгляда на Мейзи, а её детство не подаётся авторами как бесповоротно искалеченное. Фильм рождает какое-то спокойное понимание - да, бывает и так, люди несовершенны, а их поступки - какими бы неприглядными ни были - редко имеют непоправимые последствия. Дети продолжают искренне радоваться таким простым вещам, как прогулка в парке и покупка черепашки. А взрослым совершенно необязательно пафосно рассуждать о чувстве долга и бить себя кулаком в грудь, принимая на себя заботу о чужом ребёнке - можно наслаждаться жизнью и обществом друг друга. И кто знает - возможно что-то удивительное случится с тобой прямо завтра при самых неожиданных обстоятельствах. Все эти фразы, конечно, мы все слышали не раз, но фильм не просто повторяет эти слова, как заученную пластинку, - он аккуратно и практически незаметно подталкивает к самому настоящему их пониманию. И это понимание куда ценнее любых самых ярких эмоций.
Все актёры играют сыграли просто блестяще. Их персонажи по-настоящему живут на экране - без длинных монологов, адресованных невидимому зрителю, без надрыва и истерик. Что, опять таки, говорит о высочайшем уровне мастерства. Безусловно, Джулианна Мур и Стивен Куган показали класс, а Александр Скарсгаард (с некоторого ракурса - вылитый отец!) и Джоанна Вандерхам ни в чём не уступали корифеям, но настоящее открытие этого фильма - это Оната Эйприл. Не знаю, возможно, этот тот случай, когда ребёнку не приходится играть на съёмочной площадке и девочка просто подкупает своим естественным детским очарованием. Но выразительный взрослый взгляд и природная харизма юной актрисы вселяют надежду на её весьма серьёзное профессиональное будущее.
"Что знала Мейзи" - очень цельное и очень мудрое по своему настроению кино, кино абсолютно неманипулятивное, кино без лозунгов-клише, кино без какого-либо социального курса. Это по-настоящему ювелирная работа: несмотря на кажущуюся простоту, фильм не поверхностен, в чём-то - даже медитативен и вдохновляет на самые глубокие размышления.