Данной статьей я открываю новую рубрику на своём блоге под названием «Великолепная пятерка», где буду публиковать подборки из 5-ти значимых явлений или личностей в различных областях культуры. Сразу хочется сказать, что подобные подборки не имеют статуса «ТОП» и не предполагают ранжирования по местам. Они создаются с целью обратить внимание читателя на те или иные интересные мне моменты, а вовсе не выделить «лучших из лучших».
Тема первой подборки «Современные российские писатели». Эта тема, нужно признаться, в каком-то смысле «больная». В среде интеллектуалов всё чаще и чаще ходят разговоры о нивелировании богатейшей традиции русской литературы. Современная литература создается на потребу публике, и идеалы «массовой культуры» изменили облик литературного процесса. Проще говоря - писателей не стало, а если и есть достойные имена, то они не пользуются широкой популярностью и «прозябают», оставаясь ненужным никому, кроме себя и близкого окружения. Законы современной массовой культуры во многом объясняют такие процессы, и в подобных умозаключениях есть логика. Идеалы «массового потребления» прочно вошли в современную культуру. Это касается не только литературы, но и музыки, и кинематографа. При этом неверно утверждать, что спроса на серьёзную литературу нет. Дихотомия популярного и элитарного, массового и высокого - вечная проблема и вечный спор в истории литературы. Однако, разделять всю литературу на два полюса - на «серьёзную» и «несерьёзную», «модную» и «глубокую» не совсем правильно. Одно не исключает другого, о чем я уже неоднократно писал. В истории литературы масса примеров популярных авторов, добившихся славы и богатства и при этом создавших нетленки и продемонстрировавших высокий художественный и идейный уровень своих произведений. Среди классиков ярким примером является Сомерсет Моэм.
Итак, разговоры о том, что в России не стало литературы не совсем беспочвенны, и она всё больше подчиняется принципам массовой культуры. При этом уже сама такая постановка вопроса говорит о том, что спрос на хорошую литературу сохраняется, и в современной России есть авторы, удачно сочетающие в своём творчестве «реалии рынка» и «художественную ценность». А именно грамотный баланс между этими крайностями я считаю показателем качества и успешности в современной литературе. Проще говоря - должно быть интересно и не глупо. В подборке представлены писателми, сумевшие кто сумел добиться достаточного признания и успеха на литературном поприще, при этом не потеряв в содержательной стороне.При написании статьи я ориентироваля в первую очередь на своё впечатление и понимание творчества выбранных авторов. Некоторые считают, что у меня весьма своеобразные вкусы в литературе. В список я включил представителей разных литературных жанров, умышленно отбросив существуюшие в обществе стереотипы
Так кого же из современных российских авторов можно с уверенностью назвать "большим писателем"?
Дмитрий Липскеров.
В один прекрасный момент, когда я жил с озвученной выше мыслью о смерти русской литературы именно творчество Липскерова стало для меня литературным открытием и побудило к более подробному знакомству с реалиями современной отечественной литературы. Мне в руки попался его роман «Осени не будет никогда», который я прочитал запоем. Не помню, была ли в моей жизни какая-то другая книга, которую я бы проглотил столь быстро. Повествование действительно увлекло, написано по-современному, интересно и популярно. При этом однозначно сказать, о чем книга и в каком жанре она написана - сложно. Автор удачно сочетает и мистику, и реализм, и фэнтези, и критику общества потребления. Я бы назвал его творчество российской версией современного «магического реализма». Автора смело можно назвать продолжателем традиций А. Житинского и М. Булгакова. Вводя в сюжет «нереалистические элементы», автор усиливает смысловую нагрузку, делая это достаточно легко и увлекательно, ставя перед читателем социальные и мировоззренческие проблемы в интересной форме. После «Осени» я обратился и к другим работам писателя и некоторые другие его произведения показались мне слабее, однако общие ощущения были похожи.
Евгений Водолазкин
Творчество этого автора вызвало неоднозначную реакцию литературной общественности, однако возникшая полемика только подтверждает то, что Водолазкин - большой писатель. Возможно, причина полярных отзывов о творчестве состоит в том, что Россия оказалась не до конца готова к подобной литературе. Я открыл автора для себя недавно, прочитав его роман «Авиатор», и его творчество поразило меня до глубины души и я написал подробную рецензию на этот роман, где изложил все свои впечатления. Он оказался именно тем, чего я ждал от современной русской литературы. В бэкграунде автора пока всего два больших художественных романа, однако назвать его «дебютантом» литературного мира язык не поворачивается. Водолазкин начинал как литературовед. Это, безусловно, опытный, умный и талантливый человек. В его романе чувствуется хорошее знание и глубокое понимание литературной традиции, истории и современного состояния отечественной и мировой литературы. Писатель облек свой опыт в художественную форму, создав интересное, нестандартное и глубокое. Я пока читал только «Авиатора», его первый роман «Лавр» в ближайших планах к прочтению. Уверен, что не разочаруюсь.
Дина Рубина
Дина Рубина - популярная современная писательница, имеющая репутацию «женского автора». В то же время её творчество развенчивает стереотипы и показывает несообразность деления литературы «по половому признаку». Рубина - хороший реалист, создающий на страницах своих произведений особую атмосферу и умело «внедряющий» в своё литературное блюда «толику экзотики». Действия её произведений часто происходит в «жарких», «солнечных» и «атмосферных» местах - Ташкент, Испания, Иерусалим. Её книги имеют особый шарм, текст притягивает как бы сам по себе. Истории, рассказанные Диной Рубиной, имеют некоторый «шлейф загадочности» и одновременно предстают очень реальными. Такое ощущение, что она пишет о чем-то очень близком и знакомом, о том, что не может никого оставить равнодушным. Из всего её творчества я особо выделил бы популярный роман «На солнечной стороне улицы», по мотивам которого был снят сериал, но лично для меня открытием писательницы стала книга «Почерк Леонардо».
Александра Маринина.
Здесь у читателя может возникнуть желание закидать меня тряпками за то, что я включил в список достойных авторов, модную и раскрученную «детективщицу». Однако, подобная реакция на творчество подполковника МВД в отставке Марины Анатольевны Алексеевой будет очередным проявлением стереотипного отношения к литературному процессу. Дискредитации творчества этого автора послужила репутация жанра детектива, с которым в первую очередь ассоциируется её творчество. К детективу у нас относятся как к жанру «априори второсортному», даже великий Артур Конан Дойль писал своего «Шерлока» как развлечение, не думая что создаст «нетленку». Проблемы детективного жанра в контексте творчества Марининой я уже рассматривал в соответствующей статье и в рецензии на её роман «Ангелы на льду не выживают», который и раскрыл для меня автора. Я и сам воспринимал Маринину как «типичную детективщицу» и «главную альтернативу Донцовой», пока не соприкоснулся с её текстом и не ощутил умелое авторское мастерство, грамотность построения и серьёзность её произведений. Роман «Ангелы» о поздней Каменской - это достойный детективный реализм, раскрывающий проблемы современного общества на фоне детективного сюжета. Маринину отличает серьёзный подход к работе, она скрупулезно собирает материал, пытаясь постичь всё нюансы и отобразить в деталях ту сферу общественной жизни и ту тему, которой посвящен её роман. Я не большой поклонник классического реализма, но реализм Марининой - как раз то, что мне по душе. Она пишет умеренно, по делу, ярко и вдумчиво. «Детективное клише», наверное, навсегда останется с писательницей, но замечу, что позднее творчество Марининой выходит за рамки детектива. Её последние произведения - реалистические психологические драмы, местами даже напоминающие «развернутую притчу». Ярким примером служит роман «Всё не так».
Виктор Пелевин.
По поводу этого автора также могут возникнуть сомнения. «Критика общества потребления» - неоднозначное, довольно сложное и типичное литературное явление, которое изначально несет в себе идейную нагрузку, но при этом может отличаться банальностью и скатываться в «простое ругательство», Признаем честно, что творчество Пелевина отличается «неровностью», он частенько перегибает палку. Тем не менее, концептуальность его произведений и незаурядное остроумие, проявленное в названиях, именах и концептуальных построениях не может не обращать на себя внимание. Именно это делает Пелевина лидером в сфере подобной литературы, признанным и интересным автором. Некоторых может смутить и «поток нецензурной брани», однако в большинстве случаев это не «мат ради мата», а дань отображаемой реальности, экспрессивное средство, несущее художественную нагрузку. Пелевин не строит из себя моралиста. Он создает такие ситуации, когда «без мата - не звучит» и поэтому подобная лексика признается вполне уместной.
Ярким примером «квинтэссенции» творчества писателя, выражающим специфику его произведений служит книга «Ампир В». Здесь и «своеобразная» фантастика и умеренная критика и едкие словечки, употребленные к месту, и всё это служит общей цели передачи идеи и воздействует на читателя. Конечно, Пелевин принят и понят далеко не всеми, однако я считаю, что каждому вдумчивому читателю стоит ознакомиться хотя бы с одним произведением этого автора.
Все авторы, представленные мной в статье, мягко говоря, неоднозначны. Но в этом и есть суть настоящей литературы, её важно уметь понять.
Кого-то может смутить, что я не включил в подборку автора, которого многие считают «писателем номер один» в России. Поэтому в конце я размещаю бонус.
БОНУС - Захар Прилепин.
Литература такого рода, какую создает Захар Прилепин, мне не близка, и поэтому я не смог по достоинству оценить творчество этого автора и во многом по этой причине я не включил его в основную часть, однако не отметить заслуги, высочайший художественный уровень и глубину произведений этого писателя я не могу. А писать у него действительно получается! Война - одна из самых «мощных» тем, о которой он неоднократно писал. Чем бы не занимался сегодня Захар Прилепин, пробивать не автоматом, а пером писатель умеет отлично! Его книги способны пробрать до мурашек и даже вывернуть читателя наизнанку и отвернуть от своего творчества, как это было со мной. Книги Прилепина - это очень откровенный, я бы даже сказал обнаженный реализм. Чего стоит хотя бы его роман «Обитель» о лагерной жизни на Соловках.