Чем ближе май месяц, тем больше среди меломанов начинается разговоров о конкурсе Евровидение, который в этом году пройдет в городе Тель-Авиве. Представителем нашей страны второй раз станет Сергей Лазарев. Многие поклонники конкурса и букмекеры пророчат, что со второй попытки Сереже удастся победить и покорить европейский «музыкальный олимп», если конечно, такое определение вообще применимо к конкурсу, который с каждым годом всё меньше и меньше имеет отношения к музыке. Как публицист, стремящийся активно следить за событиями культурной жизни, я ежегодно в большей или меньшей степени освещаю данный конкурс. Не остался я в стороне и в этом году. Своё мнение по поводу кандидатуры Сергея Лазарева и его попытке пойти
«по стопам Димы Билана» я уже высказал на своём сайте ГУМАНИТАР-МЕДИА. Объявив имя участника, наша страна продолжала держать интригу и отложила презентацию песни, с которой артист будет выступать в Тель-Авиве. Получается, что в число лидеров и фаворитов конкурса Лазарев попал фактически «заочно», ведь сложно говорить о шансах, не зная, что именно будет петь исполнитель. Евровидение - это прежде всего конкурс песни, сама композиция и номер, который её сопровождает, делают как минимум пол дела, личность исполнителя во многих случаях вторична. Но Сергею сыграло на руку то, что он положительно запомнился своим предыдущим участием и даже вне конкурса имеет достаточно широкую популярность в Европе, что увеличивает его шансы. Достаточно вспомнить «бронзовый успех» Тату, которые пели и вовсе по русски, но на момент выступления имели массу "западных фанатов".
Но сегодня мы будем говорить не об исполнителе, а как раз о песне. 9 марта долгожданное событие наконец-то свершилось. Россия официально представила песню, с которой Сергей Лазарев поедет на Евровидение. Выход песни несколько изменил расклад сил и оттенок разговоров вокруг «фаворитского статуса» Сергея Лазарева. Вероятно, многие ждали от исполнителя очередной «хитовой» бомбовой песни, наподобие «You Are The Only One”, но композиция «Scream» оказалась несколько из другой оперы. И слово «опера» в данном случае вовсе не просто фигура речи, а фактически игра слов. В песне очень много «симфонического», близкого к классической музыке.
После выхода песни многие музыкальные блогеры, делающие обзоры на Евровидение, сидели с «покер-фейсом» или демонстрировали явную растерянность. Некоторые заявили, что с такой композицией у Лазарева «меньше шансов победить», другие и вовсе завопили: «песня всё испортила, и у России снова нет шансов». Нашлись, конечно, и те, кто по достоинству оценил композицию, и я отнесу себя к их числу.
Конечно, песня не совсем «Евровизионная», и у многих поклонников конкурса просто «разорвался шаблон». Поминая предыдущую бронзовую песню, они заявили, что ожидали большего. Признаюсь честно, когда я начал слушать композицию, мне на первых порах тоже показалось, что как то «слабовато» и «скучновато» для такого конкурса. Но это было лишь первое «сиюсекундное впечатление», где-то в середине прослушивания песня раскрылась, показав во всей красе своё своеобразие и сумев достучаться до тех струн души, которые отвечают за восприятие музыки. Иными словами - мне песня понравилась, и я не считаю её «хуже» предыдущей, она просто другая.
При этом сам облик песни не стал сюрпризом для меня. Дело в том, что в преддверии премьеры Сергей охарактеризовал свою будущую песню, сказав что это будет «эпическая баллада с симфоническим оркестром». На выходе мы получили ровно то, что там обещали. Если кто-то, несмотря на той прямой намек, ожидал чего-то другого, то это уже его проблемы, которые можно охарактеризовать модным нынче словом «вкусовщина».
Сочетание «эпического» и «симфонического» определяют своеобразие, атмосферу и настроение этой песни. И это сочетание в палитре мировой музыки можно признать достаточно удачным. Обычно оно часто встречается в «более тяжелых» направлениях. Есть, например, такой жанр как симфоник-металл. Можно сказать, что песня “Scream” от Сергея Лазарева это «симфоник-поп», очень качественно и грамотно сделанный с точки с эмоциональной и мелодической точки зрения. Эта песня и эпическая, и одновременно с этим проникновенная.
Да, в композиции нет «стереотипной» евровизионной хитовости, яркой хит-фразы, по мнению некоторых в ней «не хватает развития». Кто-то может заявить: «Песня хорошая, но не для Евровидения и уж тем более не для победы в нём». Поначалу мне тоже так показалось, и доля истины в такой позиции есть. Я бы даже сказал, что эта песня в каком-то смысле «слишком хороша» для Евровидения.
Евровидение подарило нам немало «типичных» попсовых хитов, которые по прошествии лет легко вспоминаются, и даже те, кто не знает английского при первом упоминании о песне начинает пытаться напеть её «припевую» часть. Россия очень часто отправляла на конкурс вот такие вот «стереотипные» песни, соответствующие стандартам Евровидения. И далеко не всегда они приносили успех, куда чаще было наоборот. После прослушивания песни Лазарева у меня возникли параллели с Монсом Зимберлевом, победившим в 2015 и обогнавшим нашу Полину Гагарину, которая осталась с серебром. Сравнивать песню Монса с песней Сергея нельзя, они совсем разные и жанрово, и по посылу, но в особенностях восприятия есть нечто общее. Помню, когда я смотрел конкурс, мне песня Зимберлева показалась куда слабее и не так запомнилась, как «гагаринский миллион голосов». При этом история конкурса последних лет показывает, что яркие, броские песни с «качевой» хит-фразой далеко не всегда побеждают и приносят исполнителям высокие места. Достаточно вспомнить Сальвадора Собрала, Джамалу и Марию Шерифович. Песня Лазарева примерно из этой же категории. И я бы не назвал её скучной и «не хитовой», в ней есть так называя «скрытая» заретушированная хитовость. Композиция вроде медленная, спокойная, но её «облик» моментально врезается в память. А значит «сама по себе» она шансов на успех ничуть не убавляет, а при взгляде на эту композицию под определенным углом можно даже предположить обратное, она эти шансы стимулирует.
Так что сам факт «немного не стандартной» песни - ничуть не минус. То, что песня оказалась «полярно другой» и пошла в разрез с ожиданиями, как раз может сыграть нам на руку. В этой композиции певец Сергей Лазарев раскрывается для слушателя по-новому. Лично мне она помогла сделать важное открытие: Лазарев умеет петь. Сейчас я хочу, чтобы меня поняли правильно. Не являясь любителем и поклонником поп-музыки и оценивая её преимущественно в культурологическом аспекте, я всегда считал и продолжаю считать Лазарева хорошим поп-певцом. Но хорошему поп-певцу, с моей точки зрения, совсем не обязательно быть выдающимся вокалистом и показывать «вокальный космос». Лазарев один из ведущих артистов своей ниши в нашей стране, и в контексте своего жанра он, конечно же, умеет петь. Но то, что он способен на продемонстрированное им в песне «SCREAM» стало для меня сюрпризом. Лазарев-вокалист поднялся в моих глазах сразу на несколько ступенек выше, да и вообще данная композиция стала приятным сюрпризом. Очевидно, что на вокал делается огромная ставка, учитывая общий облик и восприятие исполнителя европейским слушателем, это может сработать.
Click to view
Так как в России нет национального отбора, в качестве заявки наша страна уже который год предлагает не «живое выступление», как некоторые другие государства, а полноценный видеоклип. И, конечно же, он повлиял на восприятие, дополнив впечатление, так как клип получился удачным. Но на «Евровидении» клип не дает никаких баллов, важна сама песня и то, как она будет преподнесена слушателям на сцене в Тель-Авиве. Мне кажется, что этой композиции нужно грамотное обрамление. Иными словами, чтобы песня произвела должное впечатление, нужен хороший номер. В прошлом году композицию с «эпическими мотивами» представили датчане, но вот на уровне её «представления» несколько подкачали, в результате «нетипичная» для Евровидения песня не сработала. Лазареву для усиления эффекта необходим сложный и эпичный во всех смыслах этого слова номер. Наша страна уже демонстрировала способность делать крутые номера, но были и обратные примеры, когда к постановке относились «на отвали». В данном случае песня просто требует грамотной презентации и серьёзного подхода к номеру. И в этой части есть небольшие опасения. Остается надеяться, что на этот раз наши сумеют грамотно преподнести эту песню на сцене «Евровидения».