Жители испанского региона Эстремадура (Extremadura) к юго-западу от Мадрида хорошо знают свою историю и гордятся земляками, которые 500 лет назад отважно отправлялись за океан, открывая новые земли для испанской короны. Оставшиеся дома делали вино.
Наименование этой автономной области происходит от испанского выражения Extremo del Duero, «за рекой Дуэро», то есть к югу от нее, если смотреть из центральных районов страны. В Средние века эта речка какое-то время была естественной границей между христианами и маврами-мусульманами, затем эта граница постепенно смещалась к югу по мере вытеснения мавров из Испании.
Несмотря на летний 40-градусный зной, в целом микроклимат здесь вполне подходящий
для виноделия, во многом благодаря плодородным почвам и реке Гвадиана (Guadiana), на которой стоит и главный город Эстремадуры - Мерида (Merida), основанный еще в 25 г н.э. Первое документальное подтверждение винодельческой традиции в этих местах обнаружилось на фресках, датируемых III в. Их и сегодня можно увидеть в знаменитом римском амфитеатре Мериды (Casa del Amfiteatro). Там изображены люди, занятые важных делом: они давят виноград ногами. Этот бессмертный сюжет в разных вариациях и сегодня используют для оформления винных погребов.
В те времена вино здесь было столь же популярным напитком, что и пиво. Правда, тогдашние виноградарские и винодельческие технологии явно уступали сегодняшним, но несколько разных сортов винограда использовались наверняка. Один из них под названием Aminta давал белое вино, другой - Apiana - сладкое, видимо, тоже белое. Было также розовое (Roseum) и очень сладкое, которое делали из изюма (Passum).
В Средние века в этих краях различали красные вина naturales, сделанные по обычной технологии, и artificiales - эти получались смешением красного и белого вина и были светлее. В начале XVI века бытовала следующая винная классификация: красное монастырское, красное для еды, вино разбавленное (claro), белое повседневное, вино деревенское и уксус. Монастырское виноделие вообще было важной хозяйственной отраслью: и виноградники у монастырей были большие, и работники при них числились десятками и даже сотнями.
Дошли до нас и некоторые практические рекомендации тех времен. Лето и тогда в Эстремадуре было жаркое, так что в зной вино разбавляли холодной водой. Зимой для тепла и в пост для поддержания сил вино пили подогретым с корицей и некоторыми другими пряностями, что, по всей видимости, походило на любимый сейчас многими глинтвейн.