На прошедших выходных решили коллективом съездить посмотреть остатки 501 стройки. На вопрос что это за стройка и чем она интересна легко может ответить Google, если вкратце: в 1947-1953 годах на Севере нашей родины по личному указанию Сталина строилась дорога Чум-Игарка. Цели были в первую очередь военные, затем уже стояла экономика. Жизней здесь полегло немало, строили дорогу ЗК
После смерти вождя, строительсво заглохло... Строить стало некому, заключенных распустили, дорогу не достроили. Рабочие участки есть, но гораздо больше заброшенных. Так уж получилось, что живу и работаю я сейчас тут рядом. Правда как раз рядом с действующим участком. Поэтому, для осмотра недействующих, пришлось чуть проехаться и пройтись не без приключений. Итак, поехали...
1. Стартовали из Нового Уренгоя, всей шумной компанией, сначала на 2 авто (Шеви-Нива, BMW X5), по-пути присоеденилась и третья (VW Sharan). Впереди 200 с лишним километров до Надыма с остановками в интересных местах
2. На участке от Нового Уренгоя до Надыма есть движение грузовых составов. Прислушиваемся не едет ли поезд?
3. Параллельно собираем грибочки. Фотоохота, так сказать
4. Рядом с Уренгоем также есть старые разрушенные мосты, но явно не той эпохи. Интересно когда их построили?
Алексей изучает местность.
5. Весело шагая идем по направлению к неизведанному
6. По-пути останавливаемся в п. Пангоды. Тут есть красивый храм.
7. Новая железная дорога лежит на одной насыпи со старой. Следы последней хорошо видны
8. В один прекрасный момент решили съехать к реке. В данном случае это была р. Правая Хетта. Гулять просто так было неинтересно, решили проверить из любой ли кучи можно выехать на БМВ. Теоретически то можно из любой, главное хорошую прокладку между рулем и сиденьем... Но я видимо не из таких :) Откапывались всей толпой. Благо 9 человек. Но 2 с лишним тонны - это не совсем легко. Тем не менее, потеряли меньше часа.
9. А вот уже и на подъезде к Старому Надыму. Точнее в нем. Согласно названию поселка-города, вагоны тут тоже старые. Саша проверил есть ли в них жизнь.
10. Вечерняя река Надым выглядит симпотично
11. Возле переправы стоят вот такие знаки. Обычно на них никто не обращает внимание, по крайней мере, в плане рыбалки. Однако, на этот раз, правда никто не рыбачил
12. Первый раз самостоятельно переезжал по понтонной переправе, оказалось - все намного проще, чем ожидалось :)
13. Вот и доехали до самого Надыма. Именно тут решили и ночевать.Ведь на следующий день - на стройку! Нашли гостинницу, посидели в ресторане и спать!
На следующий день выдвинулись в сторону зимника "Надым-Салехард". Зимника летом конечно же нет, но есть вполне приличная песчаная дорога (Даже Шаран застрял всего один раз, внедорожники прошли и того спокойнее). Так вот эта дорога - начало строительства трассы Надым-Салехард. Полноценной, а не зимника. Строительство идет активно. По дороге мы проехали 14 км, один раз даже встретили вдалеке старый мост 501 стройки, но останавливаться не стали, т.к. знали что путей тут уже нет: местные растащили все на чермет уже много лет назад. Через вышеупомянутые 14 км нас стретил шлагбаум, дорога дальше закрыта из-за продолжающегося строительства и активного движения большегрузов (40-тонные сочлененники Volvo). Этот участок дороги строит "Уренгойдорстрой". Спросили у охранников далеко ли до рельс, услышали что "Буквально пару км". Пара км пешком? Для молодых и здоровых? "Фигня", решили мы и пошли. Конечно же охранники чуть приукрасили :)
14. По-пути попалась стоянка геологов. Сейчас лето и нас встретил только пьяный сторож с собакой. Встретил радушно (а как еще может встретить пьяный сторож? :) ), а собака, с его слов, "не кусается, просто он понторез"
15. Новую дорогу частично строят прямо на старой ж/д насыпи. Отовсюду видны шпалы, а кое-где и раскуроченные мосты. Зачем это нужно было - не знаю. Хорошо хоть не везде так, только в самом начале (километров 6 от шлагбаума)
16. Километров через 6 дошли до места где новая дорога уходит влево, обнажая старую колею. Рельс пока нет, но зато уже точно понятно: "вот она, пятьсот первая". Тем не менее, наша цель - найти рельсы!
17. А если не рельсы, то хоть что-то железное той эпохи. Вот например "палец" и "рельсоскрепиттель" или как его правильно назвать?
18. Полагаю, что в детстве Саша хотел быть рыцарем.
19. А вот, наконец, и первый одинокий рельс. Как можно увидеть приглядевшись, датирован он аж 1912 годом.
20. Еще через километр добрели до первого моста, более-менее соттветствующего духу наших поисков. Ну и что что он разрушен
21. В основном, насыпь выглядела именно так
22. Сохранились и старые столбы с обрывками проводов... Никак не было только рельс, уложенных в путь.
23. Еще через пару км они все таки появились. Не 2 км пешком, как обещали, но и 9 тоже оказались вполне посильной задачей
24. На этой стройке использовались рельсы очень многих производителей (в т.ч. американские) и разных временных периодов. Говорят есть рельсы 1880-х годов. Самый старый попавшийся нам рельс датирован 1901 годом
25. Как оказалось, почти 250 км на автомобилях и 9 км пешком мы проделали не зря. Вот он, путь с рельсами и шпалами, да еще и на мосту!
26. Как же не прыгать от счастья?
27. Мост оказался достаточно крепким. Наши нервы тоже. Прошли несколько раз. Высота над водой - метров 6.
28. Раз уж дошли, то и привал решили сделать тут-же у моста. Алексей одними руками, без доп.инструмента смог открыть закатанную банку с икрой! Потом этими же рукакми открыл коньяк! Не знаю что далось ему проще, ведь открыть, налить и не выпить коньяк - это нечеловечески сложно. А пить нам нельзя - мы за рулем.
29. Как уже упомянул - рельсы ото всюду. Вот американские, Мэрилэнд, 29 марка.
30. Идти обратно пешком не хотелось, силы начали покидать многих. На наше счастье, в нужном нам направлении пошла техника. Первыми отправляли женщин и детей :) Хочу особо отметить взаимовыручку в этих местах: остановились почти все водители. Первый (на фото) даже отдал нам весь свой запас воды, а то у нас она кончилась к крайней точке пути.
31. Пока ждали еще технику нашли еще один мосток.
К сожалению из-за закрытой дороги дальше добраться мы не смогли, хотя трасса очень хорошая. Впереди остался лагерь "Щучий", до него было еще порядка 35 км. Ничего, дойдем в следующий раз, может зимой, или когда откроют дорогу. Жаль что когда откроют дорогу, скорее всего рельсы оперативненько растащат... уже сейчас во многих местах пути лежат нарезанные сваркой и готовые к вывозке... Нет же у кого-то ничего святого...
Такое путешествие... присоединяйтесь!