Умирающая планета.

Mar 08, 2012 12:48

Если вы до сих пор сомневались, куда сходить на выходных - смело берите билеты на "Джона Картера" и испытайте все чудеса необыкновенного путешествия на Барсум.

Для меня этот фильм - всё же больше, чем фильм. "Принцесса Марса" была издана ровно сто лет назад, и очень символично, что спустя именно сто лет книга обрела свою плоть и кровь - её персонажи ожили и заговорили, обрели лица и яркую внешность. Если вы вдруг не знали (хотя как такое может быть?!) - приключения Джона Картера у марсиан описал тот же самый автор, который создал Тарзана из джунглей.

Сам Эдгар Берроуз появляется в фильме и как персонаж - племянник главного героя. Эндрю Стэнтону, режиссёру, предстояла весьма непростая задача - показать мир Барсума (Марса), детально описанный автором книги с учётом того, что само это описание было дано в 1912 году. Тогдашние представления о технологиях кажутся нам сегодня немного наивными, даже с учётом того, что это всё же фантастика.

Фильм в целом оправдал все мои ожидания - он красочный, яркий, динамичный. Уделено внимание сюжетообразующим авторским деталям, особых провисов не замечено. Захватывающая дух история капитана Картера, волею судеб занесённого на Марс, передана с любовью. Вместе с тем режиссёр в нужных местах отступает от книжной линейки, чтобы показать новое, ещё более напряжённое зрелище. Одна только свадебная церемония под лунами Марса чего стоит!

Далее следует разбор полётов, возможно, понятный не всем. СЛАЙДЫ!

Актёры местами недоигрывают, местами переигрывают. К счастью, на общем фоне это не так заметно и вполне может сойти за дух времени.


Перенесение на Марс в фильме осуществлено с помощью таинственного амулета, принадлежащего членам закрытой секты. Эта секта постоянно ссылается на некую богиню, о которой речь позже. Сам Берроуз в книге описывает это так: «…Я закрыл глаза, простер руки по направлению к призывавшему меня богу войны, и почувствовал, как с быстротой молнии какая-то волшебная сила понесла меня в необозримое пространство …» Иначе говоря, автор оставляет этот феномен без объяснения - случилось, и всё тут.


В фильме же очень многое строится на вопросе обладания этим амулетом, который, как выясняется, на самом деле представляет собой необыкновенно продвинутую технологию. Марсиане, по мысли Берроуза (и Стэнтон это оставляет, но никак не поясняет) научились разделять свет не только на семь лучей видимого спектра, но также и на восьмой, и на девятый луч. Восьмой служит для воспроизводства воздуха на умирающей планете, девятый же является источником энергии, позволяющим поддерживать в воздухе летательные аппараты и уничтожать врагов с завидной эффективностью.


Собственно, обладание технологией девятого луча, приписанное городу Зоданге, позволило сделать из его жителей главных злодеев. Зоданга в фильме - это не одно из поселений красных людей, а гигантский шагающий по планете город (!), пожирающий и без того скудные ресурсы Барсума.
Зоданге противостоит Гелиум - обычный, стационарный город, защитить который и спасти Марс от диктатуры Саб Дзена, правителя Зоданги, и призван Джон Картер.


Сцена его первого пробуждения на Барсуме, умирающей красной планете, заботливо воспроизведена в деталях. Картер силится научиться ходить в условиях меньшего тяготения, поражается удивительному инкубатору тарков и, наконец, встречается с самими тарками - зелёными людьми Марса. Первый контакт устанавливает от их лица Тарс Таркас - один из будущих соратников Картера. Для чистоты текста надо отметить, что Тарс Таркас не был джеддаком - он им стал много позже, уже ближе к развязке войны, но это мелочи.


К сожалению, в фильме никак не раскрыта тема телепатических способностей, присущая всем марсианам. Для них это также естественно, как для нас говорить. Зелёные тарки мысленно управляют восьминогими тотами, и почти все - периодически считывают мысли друг друга.
Джон Картер в книге изучает язык марсиан так, как это положено нормальным людям - слушая, запоминая и пробуя говорить самостоятельно. В фильме же Сола заставляет его выпить какую-то гажу, которая внезапно открывает способности к непринужденному общению.


Есть детали, за которые цепляется взгляд только искушённого читателя. Так, например, на Марсе, по словам Берроуза, не знают лестниц - только пандусы, вследствие чего даже невысокие здания имеют огромную площадь. Здесь же в святилище Иссы герои попадают по лестнице, которая раскрывается перед ними.


Кстати, об Иссе. Строго говоря, марсиане Берроуза лишены религиозных представлений. Как так получилось - автор не комментирует, лишь делает намёк вскользь, что это связано с техническим прогрессом. В фильме неоднократно проскальзывает выражение типа «богиня Исса» или «святая Исса» и даже «матушка Исса», что лично я склонен отнести к огрехам перевода. Однако же, последнее место для остатков мистического всё же оставлено - это река и долина Исс, куда уходят умирать все без исключения жители Барсума. Тот нюанс, что Исс располагается на южном полюсе (!) Марса, можно оставить без внимания, но Берроуз также пишет, что в долине Исс находятся остатки цивилизации белых людей.


У этого есть весьма серьёзный сюжетный подтекст - белокожего Картера долгое время считали выходцем из этой долины, царства мёртвых и, что вполне логично, хотели убить именно за это.
В фильме мы этой цивилизации не наблюдаем, зато в качестве агентов влияния Иссы вовсю действуют её жрецы, владеющие технологиями невероятного уровня - они могут переносить с планеты на планету, мгновенно изменять облик, распылять врагов движением руки и говорить друг с другом на огромном расстоянии. Это они стоят за Саб Дзеном и настаивают на его свадьбе с Деей Торис.


Ну и, конечно же, Дея Торис. Женщина, заставившая Джона Картера отказаться от своей прежней жизни и перевернуть весь Барсум. Думаю, это было самой большой головной болью для людей, проводящих кастинг, поскольку главная героиня описана у Берроуза с портретной точностью.
«Её лицо было овальной формы и необычайно прекрасно, каждая черта его была как бы выточена и поражала своей изысканностью; глаза были огромными и блестящими, а голову ее, с которой сбегали волны черных, как смоль, вьющихся волос украшала странная, но красившая ее прическа. Ее кожа была оттенка красноватой меди».


Линн Колинз с этой задачей справилась, хотя и оказалась куда как более прыткой амазонкой.

Да, Джон Картер в итоге всех спасает и получает Дею Торис в законные жёны. На этом сюжет фильма исчерпывается, хотя у Берроуза есть занятый эпилог, в котором главный герой не исчезает с Марса сразу, как только заканчивается экшн («…Девять лет прослужил я в советах и бился в армии Гелиума как принц дома Тардос Морса...»). В этом эпилоге ему ещё предстоит спасти Марс от отключения воздушной станции, снабжающей планету кислородом. Отключать её вздумал (ну кто бы вы думали) один из жрецов.


Не могу обойти вниманием и Вулу - прекрасную шестиногую марсианскую собаку, которая харизматичнее некоторых героев. Вула - едва ли не самый мой любимый персонаж в этой книге, поскольку с удивительным и достойным всяческого уважения упорством и преданностью всюду следует за своим хозяином и спасает его, постоянно рискуя жизнью.


Впрочем, зрительское сердце спокойно - анонсировано, что история Джона Картера будет экранизирована в трёх фильмах, а это значит, что всё ещё впереди.



Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме...

рецензии, событие, Позитив

Previous post Next post
Up