Československo bylo pro Rusíny rájem
Подкарпатская Русь, которая возникла благодаря чехословацкой республике и которая была ее составной частью, принесла в свое время местным жителям до сих пор не виданные ими права и возможности культурного развития.
За «потерянный рай» считали время, прожитое в составе чехословацкой республики жители Подкарпатской Руси, которая вскоре после своего возникновения девяносто лет назад стала составной частью возникшей Чехословакии. Республика им предоставила ощущение свободы, которое до того времени ни когда не имели. Русины, которые составляли большинство проживавшего там населения, пережили народное возрождение и культурное развитие. По мнению историка Ивана Попа (Ivana Popa) жившие там люди впервые могли отстаивать свои гражданские права. «Ходили с распрямленной спиной и высоко ценили демократию», сказал он ČTK.
«Подкарпатская Русь возникла благодаря чехословацкой республике. До того времени ни какого такого административного образования для русинов ни когда не существовало. Русины впервые в своей истории стали самостоятельным народом», сказал Поп, который является автором многочисленных публикаций об истории Подкарпатской Руси.
«Ориент» и балласт, и любимый
Благодаря возникновению новой республики, по мнению Попа, права получили люди, которые в минувшие времена при бывших режимах ни каких прав вовсе не имели, а вместе с ними получили и возможность развития. «И хотя раем это в действительности не было, потому что правила бал Великая Депрессия, люди ценили демократию. Чиновникам могли сказать, что те неправы и к тому же могли судиться. Было нечто ими раньше невиданное, чтобы могли защищать свою правду, в конечном счете, и в суде. Жили в демократическом государстве, где действовали законы. Могли свои права требовать и получать», сказал он.
Бедная область к востоку от Словакии, которая стала составной частью Чехословакии на основании договора заключенного в Saint Germain в 1919 году, означала для новой республики определенным балластом. «Вместо венгерской администрации и интеллигенции, которые выехали из Подкарпатской Руси, должны были придти чехи. В значительной мере это являлось для них «наказанием»», сказал Поп.
Новая область однако получила симпатии. «Чешские интеллектуалы туда ездили как до своеобразного «Ориента за Кошицами». Был это своеобразный феномен чешской культуры», обращает внимание Поп. Известный грабитель Никола Шухай (Nikola Šuhaj) благодаря роману Ивана Олбрахта (Ivana Olbrachta)стал литературным символом, который полюбили и последующие поколения. Путешествия по его следам до сих пор привлекают туристов.
По мнению Попа люди, которые прожили хотя бы часть чешского правления, до сих пор о ней вспоминают с ностальгией. «Имели возможность культурно развиваться. Отражались и на них усилия чехов о создании государственности. Позитивная народная эйфория переносилась и на них», считает он. Многие до сих пор высоко оценивают возможности трудиться, которые принесло новое управление.
«Пражский район Dejvice когда-то строили русины, которые работали подсобными рабочими. Также и сейчас они здесь работают землекопами, хотя и называют их украинцами», сказал он.
Анекдот
Любимый русинский анекдот, а так-же любимая фраза Милоша Земана о русинах повествует, что человек может не делать и шагу со своего двора, чтобы очутиться в разных странах. «Родился в Австро-Венгрии, в школу ходил в Чехословакии, женился в Венгрии, а работал в Советском Союзе. Пенсионером стал на Украине, однако никогда не выезжал из Мукачева»
Драматические повороты истории живущего здесь народа много раз играли с ними без какой-либо оглядки на их желания.
ČTK/lus, foto: Kamil Raichl