Для начала свежий анекдот:
Уууууу...
-что там за вой за окошком Бэрримор?
- это тиктокеры налоги отдают.
- а почему воют?
- отдавать не хотят.
А теперь сама шикарная новость из Поднебесной:
На местности разворачивается новый перспективный - в глобальных масштабах - процесс по упорядочиванию интернет-бардака.
Взялись за самое дорогое сердцу продвинутого человека, либерала и просто лодыря - реферальные ссылочки и донаты. Под ударом АВМЯК. Стало горько и нерукопожатно, дотянулся усатый Мао.
Девочка на прилагаемой картинке именуется Viya. Она продала косметики на праздник "единичек", то есть 11.11 (это 11 ноября), его ещё называют "днём одиноких", устроив марафон "я крашусь и рекламирую чем крашусь, все ссылочки внизу, переходите и берите со скидочкой", товаров на таобао, в общем...
(если врач вам прописывал валокордин, то самое время сейчас)
... Примерно на 8.3 миллиарда юаней.
Больше, чем на миллиард долларов США.
Ей самой с этого досталось, конечно, меньше - пишут про ~700 миллионов юаней. Но знаете, и на 700 миллионов юаней можно как-то жить.
Повосхищавшись успехами китайской электронной коммерции, местные СМИ посмаковали "интересно, на что она потратит такие деньжищи", потом копнули и выяснили, что в прошлом и позапрошлом годах она тоже немало подняла на подобных стримах, и в общем как-то так, слово за слово, возбуждёнными попискиваниями разбудили китайскую налоговую.
Выяснилось, что налогов барышня заплатила лишь с какого-то там официального дохода типа "оклад консультанта в косметическом салоне". Тыщ шесть что ли.
Налоговая надела парадную форму и пришла к девушке домой, начав стучать пяткой в дверь в формате сцены из мультфильма про Винни-Пуха, когда "Сова, открой, медведь пришёл".
Девушка объяснила, что всё это через интернет, а поэтому не считается. Она творческая личность, она так видит. Понимаете, налоги - это с таких, обычных людей, которые что-то руками делают, а если это через интернет, то короче оно как-то иначе и не так. Но приходит на личный счёт физлица, да.
В легендах тоталитарное государство должно было в лице гнилозубого НКВДшника достать наган и страшно закричать "Поймайте её и надругайтесь над ней по очереди", но Пекин просто понял, что для особо умных надо провести разъяснительную работу.
Суть достаточно проста.
Есть добровольные пожертвования, те самые донатики. Не влекущие возникновение обязательств и прочих подобных правовых отношений. К ним вопросов никаких, фин.регулятор это подчеркнул. А есть различные реферальные схемы - от "надо перейти по специфичной ссылке" и "вот код, который вбивается на сайте и даёт скидочку", до "все кто придут во время стрима вот на этот товар, засчитываются как твои, и получаешь процент". И есть схемы с донатами, когда "за фиксированный минимальный донат в месяц в N денег даются какие-либо преференции, включая услуги и/или скидки на всякое".
Вот к ним-то как раз вопросы есть, т.к. это в чистом виде доход физлица.
Вы понимаете, как тлеть у "интернет-предпринимателей" начало?
Это ж "заплати N денег и попадёшь в закрытый чат", "закажи БАДы по моей ссылочке пока идёт эфир", и всё прочее "донатер 5го уровня получает каждый год майку и бейсболку с логотипом" - оно, оказывается, вполне тривиальный доход физлица, и с него надо платить налоги.
Девочке вкатили штраф в размере двойного незадекларированного дохода - около 1.35 миллиарда юаней - и в ответ на стоны "почему в двойном-то" сказали, что так лучше запоминается - ну а остальным особо одарённым сказали, что налоговые вопросы надо закрыть за 10 суток. Чтобы, в общем, ко второму января - с чистой совестью в новый год.
И знаете, все строем пошли платить. Потому что отдать часть с таких непыльных доходов - одно, а лишиться всего вообще - совсем другое.
... История сия интересна двумя пунктами. Первым - что всё это в западных СМИ подаётся как страшный тоталитарный удар по хайтеху; мягко заминая, что любые выплаты с того же ютуба гражданину США безусловно облагаются и всегда облагались налогами США - ну а вторым, который наверное уже предположили давно читающие мою страничку, состоящим в "ждите скоро и у нас".
Да, ребята, весь этот вертеп со схемами "поголодала месяц, вставила сиськи четвёртого размера, докупила сотку тысяч фолловеров в инсту, теперь шмотки бесплатные присылают от брендов и особый мюонно-дегидрированно-безглютеновый витамин C рекламирую по ссылочке на iHerb, мне ведь с каждой покупки 5-10% начисляется, и это не просто бонус, это можно реально деньги на карту выводить, поэтому мне похую вообще что там пихают, я любой дорогой БАД рекламирую, постоянно вру что всем обязана в плане внешности именно этим капсулкам, мне просто капает с каждой покупки" и прочими "за 500 рублей на стриме стопку водки выпиваю" надо возвращать в разумное русло. Будет истерика "власть прессует свободный интернет", но факт в том, что ту часть (я подчеркну - именно часть) интернет-оплат, которая не является чистым "подарком просто так", а подразумевает возмездные услуги или финансовые сервисы типа скидочных кодов, нужно всё ж считать и облагать налогами.
Вы с гарантией услышите идиотские стоны "я и так плачу комиссию платёжной системе" (этот детский отмаз от налогов, пожалуй, самый шикарный, уровня "паркуюсь на газоне, потому что и так плачу этому государству налоги") и прочее "вот и всё, итак, теперь все нормальные-то творческие люди сбегут", но итог очевиден - делать это нужно.
Более того - нужна официальная информация в российские налоговые органы со стороны интернет-платформ, занимающихся финансовыми операциями, о том, кому и сколько они выплачивают. Экстерриториальная схема США, когда "если ты гражданин США, то в любой стране мира крупная покупка -> автоматом инфа в консульство, и если налоги платишь маленькие, официальный запрос о доходах и скорее всего надо доплатить будет в бюджет США", должна работать и в сценарии "Американский ютуб собирает с граждан РФ деньги, берёт часть, оставляет эту часть себе, оплачивая с неё налоги в бюджет США, и переводит деньги другим гражданам РФ". Иначе всё под маской хиханек и хаханек, донатиков-подписочек-"все ссылки в описании" и прочего, превращается в помпу по выкачиванию бабла в сторону тех, кто выдаёт свои интернет-компании за интернациональные-глобальные, то есть США и Ко.
Китай эту тему "причешет" оперативно, потому что и силы есть, и возможности, да и количество работающих в китайском сегменте интернета американских корпораций небольшое - т.е. прижать надо будет, по сути, только местных выгодоприобретателей и всяких таких вот стримеров-донатоедов. А у нас фронт работ ой какой масштабный.
Надеюсь, что в новом 2022 году мы увидим действия в этом направлении.
Ruslan Karmanov
вчера в 5:05