Все советские предприятия были спроектированы американскими корпорациями, их строительством руководили американские специалисты, оборудование для советских предприятий было изготовлено и поставлено американскими корпорациями, советские кадры были подготовлены американскими специалистами, жизнеспособность советских предприятий в течение длительного времени держалась на их руководстве американскими специалистами и менеджерами (так, еще в 1939 году отъезд из СССР американских кадров
означал бы крах советской нефтяной промышленности).
Итак,
полный список материалов, оборудования, вооружений и прочей промышленной продукции и стратегического сырья поставленных по
ленд-лизу.
Истребители, фронтовые бомбардировщики, танки и САУ, зенитные орудия, радары, радиостанции, противотанковые орудия.
Тральщики, фрегаты, охотники за подводными лодками, торпедные катера, сторожевые катера, десантные суда и торговые суда.
Грузовые автомобили, джипы, тягачи и мотциклы. Автомобильные шины и шинный завод.
Локомотивы, паровозы и вагоны.
Бенизин авиационный и автомобильный.
Снаряды, взрывчатка и пороха.
Станки и дизель-генераторы.
Телефонные кабели, длиной которых можно было 50 раз опоясать земной шар.
Алюминий и сплавы, и изделия из них.
Медь и множественные изделия и детали из нее.
Хром, молибден, ванадий, вольфрам, магний, цирконий, тантал, цинк и сплавы из них и изделия и детали из них.
Огромный объем продукции химической промыщленности -- ацетат, анили, бензол, нитрат кальция, хромовая ксислота, бутанол, бутил, кафеин, камфора и т.д., сотни наименований.
Защитные листы шедшие на производство башен Т-34.
Обмундирование, от пехотного до авиационного, обувь и множественные ткани.
Медикаменты и вакцины.
Бесчетное количество промышленных товаров
Продовольствие в колоссальных объемах.
Каково было значение ленд-лиза для СССР?
Ответ на этот вопрос не в последнюю очередь связан с оценкой промышленного потенциала самого СССР, и сложностями такой оценки сравнительно с западными экономиками. Существовавшие на этот счет прежде оценки были в последние 15 лет существенно пересмотрены в результате открывшегося доступа исследователей к советским архивным материалам.
Если в конце 1980-х гг. ЦРУ и другие западные источники оценивали ВНП СССР в примерно 60% от ВНП США, то сегодняшние оценки дают вдвое и даже более чем вдвое меньшую величину. European Comparison Program оценила советский ВНП в 1990-м году в 32% от американского, однако эта оценка сейчас считается завышенной, и кроме того она не учитывала плохого качества товаров и услуг. Сегодняшние оценки еще ниже; так, к примеру, Розефильд оценивает ВНП позднего СССР в примерно 20% от американского.
Такому же пересмотру подверглись и оценки советского ВНП в предыдущие периоды, с соответствующими изменениями в оценке веса ленд-лиза. Общий объем поставок по ленд-лизу оценивается сейчас в примерно 20% реального советского ВНП в 1943-44 годах.
При этом если учесть, что СССР запрашивал у США в первую очередь поставки той продукции, наладить выпуск которой СССР было бы труднее и затратнее всего, эффективный вклад ленд-лиза можно консервативно оценить в от четверти до трети вклада внесенного в победу усилиями советского тыла по затратной части, т.е. без поставок по ленд-лизу СССР представлял бы пловца, доплывшего до берега на 70%.
Принимая при этом во внимание критический характер поставок, и их роль enabler-а для функционирования значительной части советской военной промышленности и советских военных усилий, можно полагать, что без них СССР не смог бы выстоять вне зависимости от "массовости" их роли, по качественным и многим другим причинам.
Г.К. Жуков:
«Сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали... Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну... Получили 350 тысяч автомашин, 1) да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии.»
(Из донесения председателя КГБ В. Семичастного - Н. С. Хрущеву; гриф «совершенно секретно» // Зенькович Н.Я. Маршалы и генсеки. М., 1997. С. 161-162.)
А.И. Микоян:
«Теперь легко говорить, что ленд-лиз ничего не значил. Он перестал иметь большое значение много позднее. Но осенью 1941 года мы все потеряли, и, если бы не ленд-лиз, не оружие, продовольствие, теплые вещи для армии и другое снабжение, еще вопрос, как обернулось бы дело»
(Бережков В.М. Как я стал переводчиком Сталина. М., 1993. С. 337.)
«За время войны СССР получил от союзников в помощь по ленд-лизу 18 700 (по другим данным, 22 200) самолетов, включая истребители "аэрокобра", "китти-хаук", "томагавк", "харрикейн", средние бомбардировщики Б-25, А-20 „Бостон", транспортный Си-47, 12 200 танков и самоходных установок, 100 тысяч километров телефонного провода, 2,5 миллионов телефонов; 15 миллионов пар сапог, более 50 тысяч тонн кожи для пошива обуви, 54 тысяч метров шерсти, 250 тысяч тонн тушенки, 300 тысяч тонн жира, 65 тысяч тонн коровьего масла, 700 тысяч тонн сахара, 1860 паровозов, 100 цистерн на колесах, 70 электродизельных локомотивов, около тысячи саморазгрузочных вагонов, 10 тысяч железнодорожных платформ. Это с их помощью на фронт и в тылы доставили от союзников 344 тысячи тонн взрывчатки, почти 2 миллиона тонн нефтепродуктов, а еще 2,5 миллиона тонн специальной стали для брони, 400 тысяч тонн меди и бронзы, 250 тысяч тонн алюминия. Из этого алюминия, по подсчетам специалистов, можно было построить 100 тысяч истребителей и бомбардировщиков - почти столько, сколько наши авиазаводы произвели их за всю войну»
(Лебедев И.П. 1) Авиационный ленд-лиз // Военно-исторический журнал. 1991. № 2. С. 27-29; 2) Еще раз о ленд-лизе // США: Экономика. Политика. Идеология. 1990. № 1. С. 71-75.)
«Аннотированный перечень кораблей и судов, включая линкор, переданных нам союзниками по ленд-лизу, составляет свыше четырехсот страниц»
(Бережной С. С. Корабли и суда ленд-лиза. Справочник. СПб., 1994).
«Можно определенно сказать, что Сталину никогда бы не удалось наладить крупномасштабного контрнаступления Красной Армии, если бы не 150 тысяч тяжелых грузовиков „Студебеккер", полученных из США»
(Бунич И. Операция «Гроза», или Ошибка в третьем знаке. Т. 2. СПБ., 1994. С. 269). Наречие «никогда» выделено И. Буничем.
Следует добавить, что СССР получал помощь от союзников не только по программе ленд-лиза. В Соединенных Штатах, в частности, был создан «Комитет помощи русским в войне» (Russia War Relief). «На собранные деньги комитет приобретал и направлял Красной Армии, советскому народу лекарства, медицинские препараты и аппаратуру, продукты питания, одежду. Всего за время войны Советскому Союзу была оказана помощь на сумму более полутора миллиардов долларов» (Феклисов А. За океаном и на острове. М., 1994. С. 27). В Англии подобный комитет возглавляла Клементина Черчилль, жена премьер-министра.
Помощь вооружением и военными материалами, предоставленная Советскому Союзу Великобританией с лета 1941 г. по 8 сентября 1945 г., составила 318 миллионов фунтов стерлингов, или 15% от общей суммы помощи. Именно в первые месяцы войны английская военная помощь, которую просил и получал Сталин, была очень существенной. Английские «спитфайры», «харрикейны» обороняли не только нашу столицу, но защищали Сталинград, Север и Юг России, Кавказ, Белоруссию. Именно на «харрикейнах» одерживали свои победы дважды Герои Советского Союза Амет-хан Султан, И. Степаненко, А. Рязанов.
«Соглашение, на основе которого Соединенные Штаты Америки на протяжении всей войны в Европе поставляли Советскому Союзу в порядке ленд-лиза вооружение, стратегические материалы и продовольствие, сыграло важную роль и в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага - гитлеровской Германии.»
(Сталин -- Трумену, в июле 1945 г.)
Теперь отметим, что по завершении второй мировой поставки ленд-лиза почти прекратились, за исключением гуманитарной помощи в виде медикаментов и продовольствия. Но СССР не имел на тот момент своих инженеров, конструкторов и пр. Создавать с нуля школы и институты было очень дорого и очень долго, да и не было элементарной основы, платформы для этого. В результате было принято решение о создании в комитете ГРУ ряда групп, специализировавшихся на промышленном шпионаже. Самая известная из них это т.н.
"группа Розенберга", которая в итоге и обеспечила коммунистов ядерным оружием.
Члены сети Розенберга, включая Барра, Саранта, Суссмана, Собелла и Перла имели непосредственный доступ также к другим разработкам, упоминания которых в блокнотах Васильева не содержится (Васильев не имел доступа к досье Розенбергов, и собранная им информация ограничена другими досье, которые ссылались на деятельность сети Розенбергов), но которые можно также полагать практически без сомнения переданными СССР.
Расследование ФБР позднее установило, что Барр, Сарант и Суссман в Western Electic и Собелл в General Electric имели доступ к огромному количеству разработок, и полную свободу забирать секретные документы домой - более того, руководство поощряло такой вынос для работы дома.
Объём передаваемых материалов был таков, что начиная с 1944 года Розенберг уже не мог в одиночку справляться с микрофильмированием всей приносимой агентами документации. Москва согласилась, что Барр начнёт самостоятельно микрофильмировать добываемую им и Сарантом документацию и лично передавать её Феклисову. Представление о масштабе деятельности сети Розенберга даёт упоминание Феклисовым в одном из отчётов, что Барр и Сарант за отчётный период скопировали более 9 тыс. страниц документации по более чем 100 оружейных программ. В одном только 1945 году, Перл скопировал 12 тыс. чертежей реактивного самолёта P-80 и дополнительные 5 тыс. страниц документации по другим авиационным технологиям; из них 50% были классифицированы МГБ как “очень ценные”, 40% как “ценные” и 10% как “представляющие интерес”. Собелл в 1945 году поставил 2 тыс. страниц документации. Барр ежемесячно поставлял 400-500 страниц документации.
Об объёме копирования можно судить также по тому, что МГБ распорядилось Майклу и Анне Сидорович переехать в Кливленд, где их исключительным заданием стало микрофильмирование материалов Перла и транспортировка фотоплёнок в Нью-Йорк. (До этого, Перл привозил материалы в Нью-Йорк во время поездок туда на выходные. Чтобы не привлекать внимание появлением в советском консульстве в выходные дни, офицеры нью-йоркской резидентуры МГБ копировали материалы Перла у себя на квартирах.)
Известно также, что резидентура МГБ в Нью-Йорке испытывала значительные логистические проблемы с обеспечением количества фотоплёнки требовавшегося для деятельности сети Розенбергов.
Только лишь за время командировки Феклисова в США, с конца 1943 по март 1946 года, сеть Розенбергов передала более 20 тыс. страниц технической документации, не считая 12 тыс. чертежей P-80. Хотя этот период вероятно был наиболее продуктивным по объёму переданных материалов, он составлял лишь около трети общего времени действия сети...
Вот только некоторые общеизвестные факты об украденных на загнивающем западе технологиях:
Происхождение советских авиадвигателейТу-144Как СССР копировал ШатлАтомный проектТемоядерный проектСамолёт ИЛ-62Самолёт ПЕ-2История досье Firewell о деятельности линии Х / управления Т в 1970-х (в целом, по материалам Farewell, советский промышленный шпионаж оказывался способен удовлетворить от 2/3 до 3/4 делаемых заявок советских министерств, ведомств и военно-промышленной комиссии)
Заметим что всё это происходило на фоне чудовищных
репрессий в советской академии наук.Дело академиков
http://www.ihst.ru/projects/sohist/material/dela/academy.htmhttp://replay.web.archive.org/20081203015628/http://nauka.relis.ru/10/9911/10911026.htmДело славистов
http://russcience.chat.ru/material/dela/slavist.htmДела биологов, геологов, психологов, экономистов и др.
http://russcience.euro.ru/os.htmhttp://russcience.euro.ru/os2.htm Что можно говорить о таких мелочах, как автомат Калашникова или пистолета Макарова, если даже каска и та итальянская.
Шлем М33 (г.) Италия = СШ - 40 (г.) СССР
Браунинг М1903 (г.) Бельгия = Пистолет ТТ 1933 г. СССР
Вальтер ПП 1929 г. Германия = ПМ 1948 г. СССР
StG 44 (г.) Германия = АК - 47 (г.) СССР
B-29 «Суперфортресс» 1942 г. США = Ту- 4 1947 г. СССР
Атомная бомба «Толстяк» США . Сброшена на Нагасаки 9 августа 1945 г. = Атомная бомба РДС - 1 , СССР . Испытана 29 августа 1949 г.
Это только то, что на поверхности. Желающим проследить "уникальные" разработки СССР, архивы в помощь. А человек разумный, может легко усвоить, что если на жигули ума не хватает, то где там подводные лодки да космические ракеты.
Steven J. Zaloga, "Soviet air defense radar in the Second World War" // The Journal of Slavic Military Studies, Volume 2, Issue 1, 1989, стр. 104-116
Louis Brown, "A Radar History of World War II: Technical and Military Imperatives", CRC Press, 1999, см. особ. стр. 35, 47-9, 85-90, 157-8, 263-9, 348-351, 452
John Erickson, "Radio-Location and the Air Defence Problem: The Design and Development of Soviet Radar 1934-40" // Science Studies, Vol. 2, No. 3 (Jul., 1972), стр. 241-263
М.М. Лобанов, "Мы - военные инженеры", М., Воениздат, 1977
Antony C. Sutton, "Western Technology and Soviet Economic Development: 1917-1930", Hoover Institution, Stanford University, 1968
Antony C. Sutton, "Western Technology and Soviet Economic Development: 1930-1945", Hoover Institution, Stanford University, 1971
Antony C. Sutton, "Western Technology and Soviet Economic Development: 1945-1965", Hoover Institution, Stanford University, 1973
Синопсис: the Soviet Union's technological and manufacturing base was built by United States corporations and largely funded by US taxpayers. Steel and iron plants, the GAZ automobile factory, and many other Soviet industrial enterprises were built with the help or technical assistance of the United States or U.S. corporations.
См. тж. Antony C. Sutton, "National Suicide: Military Aid to the Soviet Union", Arlington House, 1973 (ed. 3: 1974)
См. тж. George D. Holliday, "Technology transfer to the USSR, 1928-1937 and 1966-1975: the role of Western technology in Soviet economic development", Westview Press, 1979