За последние десять лет "Железный купол" стал одной из самых известных мировой общественности израильских систем вооружений. Между тем, экспортный успех комплекса до сих пор очень скромен
Давид Шарп
Пиком экспорта стала продажа двух батарей ЖК Сухопутным силам США в 2019 году за 373 млн долларов (вместе с 240 перехватчиками ТАМИР).
Причины того, что некоторые очевидно успешные инновационные системы вооружений не пользуются активным спросом на внешнем рынке, могут быть разными. Иногда потенциальные покупатели просто не осознают значения новинки или переоценивают собственные возможности в деле разработки аналогов. Или же система призвана бороться с угрозами, которые для потенциального покупателя выглядят неактуальными.
В применении к Израилю ярчайшим представителем первой категории является комплекс активной защиты (КАЗ) бронетехники "Трофи" ("Меиль руах", "Ветровка").
Данная разработка приобрела оперативный статус еще в 2009 году и неоднократно доказывала свою состоятельность на поле боя. И если в ЦАХАЛе уже давно очевидно, что сегодня танк без КАЗ во многих ситуациях на поле боя становится легкой добычей для операторов противотанковых средств, то в ведущих западных армиях, несмотря на уроки военных конфликтов последних лет и особенно Второй ливанской (2006 год), с осознанием сего факта не торопились.
Или очень верили в собственные разработки, так за долгие годы и не вышедшие на должный уровень.
Лишь в 2017 году в США произошел существенный сдвиг в понимании ситуации, что привело к началу закупок КАЗ "Трофи" для танков "Абрамс". В 2021-м небольшое количество систем для установки на "Леопардах-2" приобрела Германия.
Наконец, не так давно Великобритания официально сообщила, что изучает целесообразность закупки "Трофи" в рамках проекта модернизации танков "Челлендждер -2".
В отличие от "Трофи", ЖК, высочайшая эффективность которого абсолютно очевидна, - яркий представитель второй категории. Данная система ПРО была изначально создана для противостояния очень узкой и специфической угрозе - обстрелам реактивными снарядами (ракетами) населенных пунктов и крупных объектов. При этом в силу необходимости массового производства перехватчик ТАМИР был создан относительно простым и дешевым: если бы ему решили придать дополнительные характеристики, то перехват запускаемых террористами ракет - а это и есть основная функция ЖК, - обходился бы значительно дороже.
Поскольку подавляющее большинство стран не сталкиваются с присущей нашим реалиям угрозой обстрелов мирных городов, интерес к приобретению ЖК всегда был крайне ограничен. Правда, в 2016 году СМИ цитировали министра оборонной промышленности Азербайджана Явера Джамалова, заявившего, что закупка ЖК - дело практически решенное. Однако с тех пор комплекс в Азербайджане так и не засветился.
Почему же США в 2019 году все же решились на приобретение ЖК, несмотря на его специфичность?
Дело в том, что в рамках стратегии присутствия в различных уголках мира, в первую очередь (на тот момент), в Ираке и Афганистане крупные американские военные базы или гражданские объекты регулярно подвергаются ракетным и минометным обстрелам. И противостояние подобной нишевой угрозе в целом созрело.
С другой стороны, уже не нишевой, а приоритетной угрозой для американских военных стали не реактивные снаряды и минометные мины, а ударные БПЛА, барражирующие боеприпасы и крылатые ракеты (КР).
Таким образом, решение американских сухопутчиков от 2019 года было призвано дать временное и ограниченное решение защиты развернутых в разных точках планеты крупных воинских контингентов.
Следующим же этапом, как изначально озвучивали, планировалось приобретение системы, эффективной в первую очередь против БПЛА и КР, а также такой, которую можно легко интегрировать с американскими радарами и системами управления.
Однако в компании "Рафаэль" - производителе ЖК не теряли надежду на дальнейшие закупки.
Дело в том, что в последние годы комплекс непрерывно модернизировался и сегодня заявлен как эффективный и против КР, и против БПЛА, что подтверждено испытаниями в Израиле. Оставалось дождаться таковых в США уже непосредственно американскими военными.
И первая американская батарея успешно сдала обширный огневой тест в августе: по сообщению издания "Defense News", в ходе стрельбы были уничтожены восемь целей, имитирующих крылатые ракеты.
Тем неожиданнее оказалась дальнейшая информация, опубликованная практически сразу: Сухопутные силы предпочли "Железному куполу" еще, по сути, не существующую систему американской компании "Dynetics" - именно с ней "Рафаэль" совместно с американской "Raytheon" и соревновался на этом конкурсе.
Любопытно, что "Raytheon" со своей ракетой AIM-9X присутствовал в и контрпредложении от "Dynetics". Такой вот необычный конфликт интересов, хотя в случае победы ЖК доля "Raytheon" в проекте оказалась бы выше.
Некоторая неожиданность решения американских сухопутчиков заключается в том, что ЖК - годами отработанная система, имеющая в активе тысячи успешных боевых перехватов, да еще и доработанная для противостояния БПЛА и КР. А комплекс ПРО/ПВО от "Dynetics" теоретически может быть готов только в 2023 году и лишь тогда заказан.
Нет сомнений, что ракета AIM-9X, относящаяся к категории "воздух-воздух", - продукт куда как серьезный, вот только она значительно дороже ТАМИРа.
Согласно данным Пентагона, первичная цена за AIM-9X в рамках проекта "Dynetics" составляет 350 тысяч долларов, а далее должна возрасти до 500 с лишним тысяч, тогда как ТАМИР обойдется в 189 тысяч долларов.
Разница огромная, но здесь трудно не задаться вопросом: согласно подавляющему большинству источников, один перехватчик ЖК обходится Израилю примерно в 50 тысяч долларов, почему же его цена в США почти в четыре раза больше?
Скорее всего, цифра 189 тысяч ошибочна, либо налицо резкий рост стоимости при переносе производства ТАМИРов в США, - а именно это предусматривалось в случае их закупки американцами.
Впрочем, насчет цены у Сухопутных сил США есть объяснение: данный фактор в условиях конкурса имел второстепенное значение. Объяснения о проблемах интеграции ЖК с американскими радарами и другими системами звучат не очень убедительно, хотя, если "Рафаэль" отказался предоставить им исходные коды, резон в этих утверждениях есть. Не исключено, что в принятии решения немалый вес имело желание отдать контракт отечественному производителю.
Осталось дождаться, сможет ли "Dynetics" разработать в срок свой эффективный комплекс, или в дальнейшем американским сухопутчикам придется вернуться к возможности дальнейших закупок ЖК.
И все же печалится о том, что такой успешный, но нишевый комплекс, как ЖК, не стал хитом международных продаж, не стоит. К таковым относится его важнейший компонент - многоцелевая радиолокационная станция EL/M-2084 производства дочерней фирмы концерна "Таасия авирит" - "ELTA Systems", которая расходится на экспорт, как горячие пирожки.
https://anatoligreen.dreamwidth.org/3012709.html